Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков принял участие в заседании Общественного совета при Минобрнауки России. В ходе заседания министр представил результаты, которых удалось достичь в научно-образовательной сфере за последние 20 лет, а также рассказал о ключевых проектах и вызовах министерства в рамках стратегической программы «Приоритет–2030».
В начале доклада Валерий Фальков отметил, что в разработке планов министерство ориентируется на тезисы послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию.
По словам главы Минобрнауки России, первостепенная задача ведомства – сформировать облик системы высшего образования в России на новом этапе. Президент России в своем послании подчеркнул, что при реновации необходимо опираться на опыт советской системы образования.
«Тот пилотный проект, который мы реализуем, те лучшие практики, которые есть у 10–15 ведущих российских университетов, то лучшее, что делается в мире – сегодня это и есть основа для формирования нового образа системы высшего образования», – говорит Валерий Николаевич.
Коллаборация исследователей и представителей бизнеса, индустриальных партнеров позволит реформировать систему органично, поскольку образование и исследования неразрывно связаны, считает он.
В. Фальков упомянул две задачи, к решению которых министерство подключится в ближайшее время – это удовлетворение кадровых потребностей национальной экономики и формирование патриотического мировоззрения у молодежи, воспитание.
На стадии обсуждения – возможность вузов автономно корректировать образовательные стандарты в зависимости от запросов рынка и абитуриентов.
«Заглавной целью должно быть повышение качества образования, – заявил Фальков. – Это и квалификации преподавателей, и трудоемкость, и социальный пакет, и качество школьных знаний студентов и готовность осваивать программу высшего образования. Это материально-техническая база университетов, стандарты и сама модель стандарта, возможность университета поработать с этим стандартом – право корректировать или не корректировать обучение исходя из рынка и запросов абитуриентов и из представлений вузовского сообщества. Это все не пустые вопросы, они очень важные».
В настоящее время более 60 процентов выпускников школ имеют доступ к получению бесплатного высшего образования, а в 2024/2025 году прогнозируют самый высокий показатель приемной кампании в вузах за последние шесть лет. При этом, отмечает Валерий Фальков, обеспечивая доступность, важно не забывать о качестве образования.
Далее глава Минобрнауки России рассказал о четырех крупных проектах ведомства. Это программа «Приоритет–2030», федеральные проекты «Передовые инженерные школы» и «Платформа университетского технологического предпринимательства», создание кампусов мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
«Эта программа вневедомственная, и принципы у нее точно такие же – открытость и конкурентность», – сказал министр о программе «Приоритет–2030».
Также было анонсировано, что в рамках реализации «ПИШ» планируется создание еще 50 профессиональных школ в вузах России.
Во время пандемии COVID-19 вузам России удалось преодолеть тренд на снижение количества кандидатских и докторских диссертаций, сообщил В. Фальков.
Говоря о том, каким должен быть облик высшего образования, министр сказал, что оно должно быть фундаментальным и в первую очередь направлено на развитие критического мышления у студентов. Здесь важно учитывать практикоориентированность и гибкость будущих специалистов, на что большой запрос у большинства работодателей.
«Мы всегда гордились в советской системе высшего образования фундаментальностью. Мы считаем, что это неразрывно связано с понятием "университетское образование". Что мы имеем в виду – студент получает не только профессию и знания, у него еще после школы завершается формирование некого мировоззрения. Университет особенно в первые полтора–два года – первый год критично важен – доформировывает мировоззрение. Это и критическое мышление, и логика, и все, что с этим связано. Нам нужны думающие люди, а не только специалисты, имеющие глубокие профессиональные знания», – считает Валерий Николаевич.
В преддверии саммита БРИКС, который пройдет в октябре 2024 года в Казани, Валерий Фальков напомнил о проектах России класса «мегасайенс».
«В России, мы в этом году председательствуем в БРИКС, есть очень большие заделы в части, касающейся установок большой науки, то что называется "мегасайенс". Такие заделы есть не больше чем у 10 стран в мире, и мы к числу таких стран относимся. Это совершенно уникальные установки, которые, с одной стороны, делают привлекательными нас как страну для исследователей из-за рубежа, с другой стороны – позволяют достигнуть результатов мирового класса, вне всякого сомнения», – рассказал глава Минобрнауки России.
В соответствии с посланием Президента РФ к 2030 году доля финансирования сферы исследований и разработок должна быть увеличена до 2 процентов ВВП, заключил В. Фальков.