В Университетской клинике Казанского федерального университета впервые в Приволжском федеральном округе прошла операция по эндоскопическому удалению грыжи шейного отдела.
В униклинику КФУ обратилась женщина 28 лет со стойкой болью в районе шейного отдела позвоночника и в левой руке – от плеча до кончиков пальцев (боль сопровождалась онемением). Боли пациентку беспокоили уже более полугода, а консервативное лечение, противовоспалительные препараты, блокады, физиолечение были уже неэффективны.
«Пациентка обратилась к нам с целью решения вопроса об оперативном лечении. При обращении в другие клиники ей рекомендовали удаление грыжи диска и установку импланта между позвонками, – ввел в курс дела врач-нейрохирург Университетской клиники КФУ Вадим Латыпов. – Рассмотрев ее МРТ, оценив неврологический статус, проведя необходимые дообследования, было принято решение о возможности проведения малоинвазивной операции с сохранением диска и подвижности в этом сегменте позвоночника».
Так, пациентке была проведена эндоскопическая операция удаления грыжи диска и декомпрессия нерва под общей анестезией.
«Отличие этой операции заключается в том, что она проводится эндоскопически по поводу грыжи межпозвонкового диска в шейном отделе, а это значит, что мы усложняем объем работы. Нюанс в том, что сами позвонки в шейном отделе меньших размеров, равно как и зона, на которой работает хирург. Соответственно, работа должна быть более деликатной и сопряжена с большими рисками: учет размеров операционного поля, анатомических структур, наличия спинного мозга в непосредственной близости», – сообщил врач-нейрохирург Университетской клиники КФУ Андрей Вершинин.
По словам специалиста, стандартизировать все грыжи по размерам нельзя. Врач развеял миф о том, что эндоскопически нельзя удалить большие грыжи, а можно только маленькие:
«Эндоскопический метод позволяет удалять грыжи практически любого размера. У нашей пациентки достаточно большая грыжа с точки зрения шейного отдела позвоночника, она сильно сдавливала нервный корешок и вызывала стойкую боль в руке на протяжении длительного времени», – добавил Вершинин.
Подготовка пациентки к операции началась с поиска правильного положения.
«Нужно было очень точно и правильно уложить пациентку, обеспечить максимальный доступ к операционному полю для хирурга. При этом нужно было произвести реклинацию, а потом деликатно расширить промежуток между дугами позвонков, с тем чтобы не допустить травмирования. Также нюанс заключался в том, что положение пациента должно было быть таким, при котором бы не происходило сдавливания сосудов, обеспечивающих кровоснабжение головного мозга», – пояснил нейрохирург.
При проведении классических операций (передним доступом) с такой же патологией, как правило, производится тотальное удаление межпозвонкового диска и замещение его на имплант. Когда пациенты молоды, подчеркнул А. Вершинин, и есть возможность провести операцию без удаления диска и установки импланта, – стоит ею воспользоваться, сохранив тем самым нормальную работоспособность позвоночного сегмента.
В случае пациентки униклиники был произведен разрез длиной около 7 мм, для того чтобы ввести рабочую канюлю и эндоскоп, и удален фрагмент межпозвонкового диска, который вызывал сдавливание нерва.
«Результаты операции оцениваю высоко. Спустя два часа после оперативного вмешательства пациентка уже могла вставать, ходить, а на следующий день была выписана», – подчеркнул В. Латыпов.
Как рассказала сама пациентка, ранее у нее диагностировали синдром Элерса-Данлоса – наследственные нарушения развития коллагеновых структур, характеризующиеся гипермобильностью суставов, гиперупругостью кожи и выраженной хрупкостью тканей.
«МРТ, которую я делала семь лет назад, показала протрузии, а сильные боли у меня начались год назад – сначала в шее, потом перешли на плечевой пояс и месяцев пять назад уже на левую руку. Она начала неметь, сильно тянуло, немели пальцы, ощущалась слабость в конечности. Боли были такие сильные, что невозможно было терпеть. Принимала препараты, однако со временем они перестали помогать», – сетовала пациентка.
После операции, как рассказала женщина, боли, в том числе и тянущей, в руке не было.
«Вечером после операции я уже могла ходить, вставать и шевелить головой. На третьи сутки, когда я была уже дома, удивилась тому, что могу поворачивать голову, что для меня давно было недоступно. Прошло уже 10 дней после операции, я уже хожу без специального воротника (шины Шанца), отлично себя чувствую. Могу сказать, что операция мне очень помогла, а реабилитация была максимально короткой. Уже гуляю с детьми и собакой, прекрасно себя чувствую», – поделилась хорошими новостями пациентка.
После подобных операций важно избегать резких движений, поднятия тяжестей свыше 10 кг.