Сегодня участник проекта авторских интервью «Здравствуйте, я ваш директор» Айдар Калимуллин – директор Института психологии и образования Казанского федерального университета. Он рассказал о своем детстве, педагогической династии и о том, как вместе с коллективом ему удалось создать настоящий феномен в педагогическом образовании России.
В детстве Вы были послушным ребенком? Какие у вас были увлечения?
А.К.: Я не могу оценивать, насколько послушным я был. Но скажу, что мы были более самостоятельными, свободными, ответственными по сравнению с современными школьниками. Приходя из школы, готовили себе еду, потом самостоятельно, без репетиторов делали уроки. Например, в нашей семье моей обязанностью было покупать днем хлеб и молоко, потому что к вечеру их могло не оказаться в магазине. Привычным делом была домашняя уборка. Мы проводили много времени на улице, играли в подвижные игры. Это был важный социальный опыт. Умение ужиться в подростковом коллективе – это то, чего сейчас так не хватает современным детям, которых мы чрезмерно опекаем. Много внимания уделялось спортивным секциям и просто дворовому футболу, хоккею. Я и сейчас стараюсь 2–3 раза в неделю плавать в бассейне, кроме того, люблю летом лыжероллеры, а зимой лыжи. Они в большом почете в моей семье.
Вы хорошо учились в школе?
А.К.: Я был ударником. Каких-либо предпочтений во время обучения у меня не было. Мы получали добротное советское образование в обычной школе, основанное на гуманистических ценностях, универсальности, комплексности, глубине. Что касается современных разговоров о чрезмерной идеологизированности в то время, то я не считаю, что были какие-либо серьезные перегибы в этом отношении. Кстати, я неплохо знал математику. После окончания школы я решал, какую профессию выбрать, подумывал о техническом или экономическом вузе. Но в итоге решил поступать на исторический факультет Елабужского пединститута, о чем ни разу не пожалел. (Сейчас это Елабужский институт КФУ.) Там я получил хорошее образование. Из 48 выпускников нашего курса сейчас 3 доктора и 12 кандидатов наук. Не каждый столичный университет этим может похвастаться!
Какую роль сыграли родители в вашем становлении? Кто они по профессии?
А.К.: К сожалению, моих родителей давно уже нет, но я всегда о них помню. Благодаря их любви, правильному воспитанию я стал тем, кто я есть. Хочу отметить их особое отношение к труду, любовь к которому они старались мне привить. Папа и мама росли в послевоенное время и не смогли получить высшее образование. Но я прекрасно помню, что в нашей семье всегда выписывались газеты, журналы, в основном на татарском языке. Кстати, моей обязанностью было ежедневно своевременно доставать их из почтового ящика в подъезде.
Папа, будучи простым рабочим и имея за плечами лишь семилетку, обязательно час или два ежедневно посвящал чтению районных и республиканских газет, журналов. Его любовь к чтению передалась и мне. Родители поощряли мое стремление к учебе. Когда мне было 9–10 лет, мама хитростью завлекла меня в библиотеку, и вскоре я уже просто не выходил из нее, а сотрудники спокойно пропускали меня в хранилище, где я «зависал».
В вашей семье есть педагоги, кроме вас?
А.К.: Папа и мама не были педагогами, но я тем не менее считаю себя продолжателем учительской династии. Дело в том, что мой дедушка по материнской линии был учителем до Великой Отечественной войны. На фронте он был замполитом разведроты. В 1943 году дедушка был комиссован по ранению, он вернулся в родную деревню, где продолжил учительствовать. Три его дочери пошли по его стопам и всю жизнь трудились учителями в сельских и городских школах. Потом это семейное дело продолжили их дети.
Вы доктор исторических наук. Сложно ли управлять Институтом психологии и образования?
А.К.: Вся моя профессиональная деятельность связана с педагогическим образованием. По первой специальности я учитель истории, обществознания, права и организатор внеклассной воспитательной работы, поэтому те навыки, знания, которые необходимы для управленческой деятельности, у меня начали формироваться уже в студенческие годы. Правда, речь идет о детских коллективах. Но, поверьте мне, работать с детьми намного труднее, и именно с ними я приобрел необходимый опыт. Поэтому в какой-то степени я могу назвать себя профессиональным администратором в сфере образования.
Если серьезно, то управлять любым коллективом, особенно научно-образовательным, всегда непросто. Для меня это, в первую очередь, ответственность за судьбы своих коллег. В образовании и науке, как правило, работают достаточно умные, честолюбивые, по-хорошему амбициозные люди с собственной позицией, взглядами, и поэтому найти с ними общий язык, создать команду единомышленников, которые поддерживали бы тебя, достаточно непросто. Но, с другой стороны, те качества, которые присущи моим коллегам в Институте психологии и образования, облегчают эти задачи, потому что при продуктивном диалоге, сотрудничестве и при понимании и принятии общих целей и задач можно достичь многого. Это, в принципе, мы и доказали, войдя первыми в стране в число 100 лучших вузов мира в предметной области «Образование» рейтинга Times Higher Education. КФУ опередил МГУ, ВШЭ и ведущие педагогические вузы страны.
Казанский университет занимает в международных рейтингах по направлению «Образование» уже несколько лет подряд высокие позиции. В чем секрет успеха?
А.К.: Хочу отметить, что педагогическое образование в нашем вузе имеет большую историю. В 1812 году, через 8 лет после открытия Императорского Казанского университета, в нем начал действовать педагогический институт, который работал по принципу современной магистратуры. Великие ученые и ректоры нашего университета, такие как Николай Лобачевский, Иван Симонов не только придавали большое значение преподаванию педагогики, но и сами слушали курсы в педагогическом институте.
В 2011 году к Казанскому университету были присоединены два педагогических университета – Татарский государственный гуманитарно-педагогический и Елабужский государственный педагогический университеты. Последний, кстати, моя альма-матер, где я прошел путь от ассистента до ректора.
В процессе формирования новой модели мы смогли использовать сполна все преимущества этого объединения: к фундаментальным научным школам, сильному кадровому составу, лабораториям классического университета добавился накопленный в педагогических вузах большой опыт в сфере методической и воспитательной подготовки будущих учителей. И в течение 10 лет активной работы мы создали настоящий феномен в педагогическом образовании страны, который стал позднее называться моделью КФУ. Она признана сейчас на национальном и международном уровнях.
Приятно, что нашу модель подготовки учителей многие российские и зарубежные коллеги считают одной из лучших новаций последнего десятилетия в мире. Она позволила нам достичь серьезных успехов в повышении качества подготовки учителей. Сегодня, когда программы этого педагогического образования реализуются в стране почти в 700 вузах, КФУ входит в тройку крупнейших центров подготовки педагогов в России и является крупнейшим вузом в этой сфере, подведомственным Министерству науки и высшего образования РФ. Наши достижения отражены в показателях международных и российских рейтингов в предметной области «Образование». Мы занимаем в них лидирующие позиции. Например, в этом году в рейтинге QS КФУ – на 89 месте в мире и на 2 месте в стране. В рейтинге Times Higher Education мы сейчас в группе 126–150. Буквально недавно был опубликован актуальный российский рейтинг RAEX, по предметным областям и по педагогическому образованию мы занимаем третье место в стране. В условиях большого разнообразия международных и российских рейтингов мы – единственные в России, кто занимает высокие позиции практически во всех этих рейтингах. Это говорит о том, что мы соответствуем самым высоким требованиям по самому широкому кругу критериев, и это означает, что КФУ правильно развивается в этом направлении.
Безусловно, важнейшая составляющая нашего успеха в рейтингах – это коллектив педагогов КФУ, которые смогли доказать и международному, и российскому научно-педагогическому сообществу, что мы действительно можем трансформировать систему подготовки учителей в соответствии с актуальными мировыми вызовами. Подчеркну, что Институт психологии и образования является ключевым координатором этих процессов, но программы педагогического образования в настоящее время в нашем университете реализуют 12 структурных подразделений, поэтому все наши достижения – это прежде всего наш общий успех.
Увеличивается ли количество абитуриентов, которые хотят стать учителями? Каким в прошлом году был средний балл ЕГЭ?
А.К.: В последние годы Казанский федеральный университет в области педагогического образования традиционно входит десятку лучших вузов России. По результатам прошлого года средний бал ЕГЭ в КФУ на педагогические направления подготовки составил порядка 80. Это достаточно высокий показатель, он свидетельствует о том, что к нам поступают талантливые выпускники школ. Можно сказать, что популярность педагогических направлений подготовки в КФУ из года в год растет. Мы давно вышли за рамки регионального вуза. Профессию учителя осваивают в КФУ студенты из 75 регионов России. К нам приезжают не только из Сибири, Дальнего Востока, но и из западных областей страны, более близких к традиционным образовательным центрам Москвы и Санкт-Петербурга.
Сколько дипломированных педагогов КФУ выпускает ежегодно?
Каждый год по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры КФУ выпускает в среднем 2,5 тысячи молодых учителей. Несмотря на это учителей в школах Республики Татарстан по ряду предметов, в первую очередь, по математике, физике, русскому языку, не хватает. Сейчас с проблемой нехватки учителей сталкиваются многие страны мира. На мой взгляд, эту проблему не решить без повышения социального статуса учителя, повышения заработной платы и улучшения социальных гарантий. Что касается подготовки наших студентов, то поверьте мне, она на самом высоком уровне! Я убедился в этом, побывав во многих странах мира.
За что вы получили медаль ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан»?
А.К.: Эта награда для меня имеет важное значение, ею отмечен мой многолетний труд в системе образования. Я начал работать в школе, учась на четвертом курсе вуза, в 1989 году. Я преподавал историю в одной из школ города Елабуги. Моя дальнейшая профессиональная деятельность была связана только с ЕГПУ и КФУ. Больше я нигде не работал. Сейчас мой педагогический стаж насчитывает почти тридцать пять лет.
Перейдем к блиц-опросу.
1. Казанский университет для вас?
А.К.: Возможность самореализации и общения с очень интересными и компетентными людьми.
2. Какой праздник самый любимый в Вашей семье?
А.К.: Новый год!
3. Если была бы возможность (на время) сменить профессию, то какую бы вы выбрали?
А.К.: Я доволен своей профессией, но в преклонном возрасте, когда буду свободен от административной работы, хотел бы освоить психологию.
4. Ваше любимое занятие?
А.К.: Чтение.
5. Каким был самый счастливый день Вашей жизни?
А.К.: С годами я понял, что каждый день, независимо от того, как он прошел, – это уже счастье. Недаром мудрецы писали, что нужно ловить счастье каждый день и наслаждаться им. Сейчас я приближаюсь к этому пониманию.