Директор Института искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии Казанского федерального университета Дмитрий Чикрин в 2,5 года смастерил свой первый арбалет. Сегодня ИИРСИ под его руководством обладает крупнейшим в России пакетом интеллектуальной собственности по беспилотной технике. Как в КФУ растят инженеров нового поколения, рассказал сам Чикрин в проекте «Здравствуйте, я ваш директор».
Дмитрий Евгеньевич, когда Вы впервые столкнулись с машинами?
Д.Ч.: Могу вспомнить два таких случая. Первый: мне месяцев восемь, кровать, над ней – карусель, там были ракеты, игрушечные роботы, мне было очень интересно, как они друг с другом сталкиваются, работают. Это мое первое осознанное воспоминание. А второй раз, когда было приблизительно 2,5 года, отец купил мне первый конструктор. Я сделал из него арбалет, я всегда очень любил военную технику. Арбалет получился очень мощный, дома он пробивал насквозь тогда еще деревянные двери, поэтому меня отправили с этим арбалетом на улицу. Там я встретил одного пожилого человека, с которым мы рассматривали этот арбалет. Он тогда говорил, что из меня выйдет хороший инженер и впереди у меня достаточно большое будущее в этой области.
Вы любите работать с техникой?
Д.Ч.: Еще со времен обучения в университете у меня есть такая специфическая черта – если я прикасаюсь к какой-то технике, она обычно горит, выходит из строя, это нормально (улыбается). Я поэтому всегда объясняю, как ее нужно сконструировать, могу найти слабые места в любом виде техники, чтобы было проще их устранить. Сам я отношу себя к теоретикам-методологам робототехники и искусственного интеллекта в целом. Меня больше интересуют вопросы рисков, этики и технологии использования, законы существования, конкурентоспособность роботов и людей. Все эти инженерные вещи очень интересные. Программированием я занимаюсь вот уже 25 лет, робототехникой – 20, беспилотной техникой – практически 15. Это все здорово и замечательно, но без правильного целеполагания не имеет никакого значения.
Вы директор самого молодого института – ИИРСИ. Считаете себя новатором?
Д.Ч.: В университете политику смешанного IT и инженерного образования продвигаю вот уже 10 лет, причем достаточно последовательно. Я являюсь сооснователем ИТИС (Института информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ), был директором ИВМиИТ (Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ). Сейчас мы создали новый институт, он является продолжателем традиций наших структурных подразделений, но при этом позволяет людям сконцентрироваться именно на искусственном интеллекте, и не только программировании, но и на работах по железу. Это направление мы ведем целенаправленно уже 10 лет, просто сейчас пришли к тому, что теперь в КФУ созданы все условия, чтобы этим можно было заниматься в одном пространстве.
Что для Вас институт?
Д.Ч.: Институт – это про образование, науку и воспитание. Я являюсь апологетом так называемой концепции прогрессорского образования. Прогрессоры – термин из цикла «Полдень, XXII век» Аркадия и Бориса Стругацких – людей, которые всесторонне развиты и которые являются проводником высокой мечты о том, какой должна быть человеческая цивилизация для остальных. Я считаю, что мы должны выпускать таких прогрессоров, то есть людей, которые гармонично развиты и физически, и интеллектуально, и морально. Мы уделяем одинаковое внимание и образованию, и науке, и досугу. Это очень важно, потому что только тот, кто умеет хорошо отдыхать, может хорошо работать.
У нас инженерное подразделение, мы выполняем хорошие прикладные проекты. Ну что значит хорошие? К примеру, ИИРСИ обладает крупнейшим пакетом интеллектуальной собственности по беспилотной технике в Российской Федерации.
Какой он – студент ИИРСИ? О чем мечтает? Чем интересуется?
Д.Ч.: В ИИРСИ дифференцированные треки, по которым обучаются студенты. Есть студенты, которые больше работают в гуманитарной области и мечтают о том, чтобы создать законы условно для робототехники – как правильно выстроить этику и философию взаимодействия с роботами. Есть люди, которым очень нравится создавать руками, то есть они реально любят собирать, например, тяжелые промышленные установки каких-то роботов, которые облегчают жизнь и человеческий труд. А есть те, кто хочет общаться с искусственным интеллектом, хочет его развивать, не зная никаких его рисков. К такому типу относится Сэм Альтман, который говорит, что мы можем беспокоиться об искусственном интеллекте, а можем не беспокоиться – он все равно будет, и мы с этим ничего не можем сделать, поэтому попытаемся просто получить от этого удовольствие. Поэтому у нас есть как минимум три трека студентов, в зависимости от направления.
Первые – волнуются, что с нами будет в морально-этическом, психологическом, философском плане. Вторые, условно говоря, являются новыми инженерами нового стимпанка, они видят, как наши города будут расцвечены в неон, а вокруг будут ездить роботы. Третий тип – те, кто хочет увидеть рождение или новый пуск человеческой цивилизации.
У нас есть рекреационная зона – там можно поиграть в настольный теннис, есть шахматный клуб, есть бильярд, футбол и игровая консоль, студентам интересно на самом деле все. Очень тяжело обычно приходится тем, кто занимается чем-то одним, здесь можно вспомнить трагическую историю Алана Тьюринга, в общем-то одного из основоположников нашей компьютерной науки, который безвременно погиб, потому что не смог корректно социализироваться. Человек, который развивается полноценно, может быть и счастливым сам, жить полной жизнью, при этом внося что-то действительно значимое в общество.
А какими универсальными навыками будут обладать выпускники института?
Д.Ч.: Интересный вопрос. Независимо от треков обучения, у нас есть один чрезвычайно важный блок дисциплин – блок мягких навыков, цель которого – научить студентов самостоятельно принимать решения, выстраивать целеполагание, работать в команде или создавать команду и создавать собственные продукты и бизнес. Дело в том, что наш институт отвечает в КФУ за одну очень важную вещь – технологическое предпринимательство. Технологические предприниматели – это люди, которые создают что-то свое, и всех наших студентов мы воспитываем в этой культуре. Это не означает, что все они будут заниматься бизнесом, хотя мы только сейчас на конкурс «Студенческий стартап» подали более 50 заявок, и мы уверены, что больше половины из них выиграют. Только в этом году с тех же самых грантов мы получили 50 миллионов рублей.
Тех, кто ценит себя, но делает это разумно, реально оценивает свои способности, хочет развиваться и в любом случае может сказать работодателю «Вас тут сотни, не нравится – пойду к следующим» – вот таких людей мы учим.
Где ребята могут проходить практику?
Д.Ч.: У нас есть Студенческое конструкторское бюро, созданное совместно с ИВМиИТ, проекту уже 8 лет. СКБ – это совокупность лабораторий, куда мы берем студентов, начиная с 3 курса и особо успевающих со 2 курса. Тех, кто прошел стажировку, мы трудоустраиваем либо в бюро, либо к нашим индустриальным партнерам – ПАО «КАМАЗ», КРЭТ, АО «Нейротренд» и другим.
В КФУ продолжается приемная кампания. Какие направления пользуются спросом?
Д.Ч.: Одно из направлений – «Программная инженерия» – имеет самый высокий конкурс в естественно-научном блоке Казанского федерального университета. На направление «Мехатроника и робототехника» у нас уже сейчас порядка 20 заявок на контрактное обучение.
Ведется ли прием иностранных граждан?
Д.Ч.: Конечно. ИИРСИ работает с такими странами, как Китай, Иран, Индия, Турция, Казахстан, Республика Беларусь.
Пару пожеланий абитуриентам?
Д.Ч.: Во-первых, люди должны заниматься тем, чем они горят, поступать туда, где им действительно хочется учиться.
Во-вторых, сейчас программированием без ИИ вообще нет смысла заниматься, лишь потому что программисту-джуниору современные средства автоматизации позволяют автоматизировать до 70–90 процентов его задач.
В-третьих, мы работаем с теми, кто хочет учиться.
Перейдем к блиц-опросу.
1. Если бы об ИИРСИ сняли кино, то в каком жанре?
Научная фантастика.
2. Значимая для Вас личность?
Уинстон Черчилль.
3. Есть ли у Вас дома роботы?
Да, робот-пылесос. Умных колонок штук пять, но я их считаю компьютерами.
4. Ваше любимое место в Татарстане для отдыха?
Пешеходные прогулки в селе Мингер (Сабинский район). Там находится известный отель и медицинский комплекс, но лучше всего там более чем 20-километровый пешеходный маршрут. Очень красиво, с семьей любим там гулять.
5. Если не директор института, то какие амплуа рассмотрели бы?
Предприниматель или исследователь в области ИИ.
Спасибо Вам за разговор.