Сегодня на проекте «Научный вердикт» Казанского федерального университета обсудили важный социальный феномен, богатый на мифы, – кризис среднего возраста.
Развеять стереотипы вызвались профессор кафедры генетики Института фундаментальной медицины и биологии КФУ, руководитель Центра превосходства «Персонифицированная медицина» КФУ, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан Альберт Ризванов и доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования КФУ Ильдар Абитов.
Миф № 1. Кризис среднего возраста – предвестник старения.
Такой вывод не соответствует биологической реальности, убежден профессор Альберт Ризванов. По его словам, кризис среднего возраста следует рассматривать скорее как психологическое и социальное явление, нежели физиологический маркер начала старения.
Ранее считалось, что старение представляет собой линейный процесс, протекающий от рождения до смерти.
«Последние исследования, опубликованные в журнале Nature Aging в 2024 году, показывают, что старение – это сложное и нелинейное явление, затрагивающее различные уровни биологической организации – от молекул до систем органов. В ходе исследований, использовавших мультиомиксный подход, были изучены РНК, белки, липиды, а также микробиом кишечника, кожи, носа и полости рта. В общей сложности было проанализировано 135 239 биологических характеристик у 108 участников на протяжении 626 дней, – рассказывает ученый. – Результаты показали, что старение сопровождается множеством нелинейных изменений на молекулярном уровне, при этом значительная часть молекул (более 80 процентов) демонстрирует нелинейные изменения с возрастом, что свидетельствует о сложности и динамичности этого процесса, а это указывает на то, что старение не может быть охарактеризовано простыми линейными моделями, такими как предположение о том, что кризис среднего возраста является предвестником старения».
Примерно в 40 и 60 лет человек переживает так называемые «волны» изменений – еще один интересный вывод заметил А. Ризванов. Они сопровождаются значительными молекулярными изменениями, затрагивающими разные системы организма, такие как метаболизм, функции сердечно-сосудистой системы и когнитивные процессы.
«В частности, в возрасте 40 лет, который часто связывают с кризисом среднего возраста, были зафиксированы изменения в метаболизме липидов, алкоголя и углеводов. Эти изменения могут быть связаны с повышенным риском развития определенных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания и нарушения обмена веществ, что подтверждается идентификацией специфических молекулярных кластеров, соответствующих этим возрастным интервалам. Важно подчеркнуть, что эти изменения являются естественными этапами старения и адаптации организма к изменениям в условиях его внутренней и внешней среды. Наблюдаемые молекулярные изменения не являются прямыми индикаторами кризиса среднего возраста, но могут влиять на общее самочувствие и восприятие человеком своего возраста и состояния здоровья», – объяснил профессор кафедры генетики КФУ.
Миф № 2. Кризис среднего возраста коснется всех, кому за 40.
По словам И. Абитова, явление не ограничивается строгими возрастными рамками, хотя чаще с кризисом сталкиваются люди в возрасте 40–45 лет.
«Чем старше человек, тем индивидуальнее происходит его развитие. Даже у подростков нет полного соответствия их календарному и так называемому психологическому возрасту, – считает психолог. – Периодизация и возрастные рамки очень условны и могут изменяться в зависимости от макросоциальных условий, в которых человек находится, – это в том числе и социальные, и экономические изменения, влияющие на развитие человека и на переживание им разных периодов своей жизни».
Миф № 3. Кризис среднего возраста всегда сопровождается депрессией, выгоранием, негативными эмоциями.
«Это преувеличение», – комментирует миф Абитов.
Выраженные периоды подавленного настроения и случаи клинической депрессии встречаются не часто, но могут иметь место во время кризиса середины жизни, заверил он. В период кризиса середины жизни человек пересматривает свои цели на жизнь, обращает внимание на нереализованные планы. Меняются ценностные ориентиры – отсюда и переживание.
«Мы можем и не маркировать это как кризис. Существует модель так называемого перехода, которая построена на исследовании людей этого возраста, и в соответствии с этой моделью многие люди не описывают это состояние как негативное, наполненное тревогой или грустью по ушедшему. Совершенно не обязательно, чтобы в этот период возникали неприятные переживания, но тем не менее они могут происходить, и это нормально. Отмечу, что если мы говорим о возрастном кризисе середины жизни, то психологи относят его к нормативному, то есть его проявление наблюдается у многих, как например кризис трех лет у детей», – пояснил доцент кафедры клинической психологии и психологии личности КФУ.
Миф № 4. Несчастье испытывают только те, кто не добился успеха.
Кризис – это не препятствие в развитии, а его условие, неотъемлемая часть развития личности. Люди переоценивают его, считая причиной всех своих неудач.
«Исследования, проводимые в этой области, отмечают, что человеку очень важно научиться проявлять гибкость, переключаться на новый режим, то есть перестать вести себя, как очень молодой человек, и обучаться например делегированию, проявлять себя как наставник, быть в отношениях более гибким, учиться уступать», – говорит И. Абитов.
Во время кризиса среднего возраста люди склонны рефлексировать по поводу пройденного жизненного пути, намеченных целей, карьеры, выбора партнера для семьи, что норма для данного состояния.
У человека возникают мысли о том, что он меняется. С возрастом привычные занятия даются тяжелее, а при общении с новыми людьми, например противоположного пола, смещаются акценты – происходит интеллектуализация отношений, появляется запрос в надежном партнере, объяснил доцент.
Миф № 5. Лучшие годы позади.
«Конечно, это миф. Это субъективно. Что такое лучшие годы? Лучшие годы – это когда нужно было много сил вкладывать в себя и достигать? С другой стороны, лучшим может быть время, когда ты можешь получать удовольствие от уже достигнутого, общаться с достаточно взрослыми детьми, правда, для этого тоже нужно с ними общий язык найти, опять же проявить гибкость», – считает психолог.
Эксперт подчеркнул, что имидж надежного человека приходит с годами. Взрослого отличает сложившийся авторитет, например, в профессии он нарабатывается уже ближе к экватору жизни, заключил Ильдар Абитов.
Напомним, ранее в проекте «Научный вердикт» мифы о радиации разрушил физик КФУ.
Стать участником проекта может каждый, прислав свой миф на электронный адрес: pressa-kfu@mail.ru. Самые неоднозначные заблуждения развенчают ученые Казанского университета.