Казанский федеральный университет продолжает проект «Научный вердикт», в котором каждую среду ученые вуза обсуждают самые неоднозначные заблуждения и стереотипы. На этот раз эксперты развеяли мифы об уходе за собой и рассказали о небезопасных секретах красоты.
Своим мнением поделились заместитель директора по воспитательной и социальной работе Химического института им. А.М. Бутлерова, доцент кафедры аналитической химии Анна Гедмина и заведующая кафедрой маркетинга Института управления, экономики и финансов Наталья Каленская.
Миф № 1. Натуральная косметика безопасна и гипоаллергенна.
Анна Гедмина обратила внимание на то, что следует разграничивать органическую и натуральную косметику – понятие натуральной никак не регламентировано. Любой продукт можно назвать натуральным, при условии, что в его состав входит хотя бы один экстракт какого-либо растительного материала, а остальные ингредиенты при этом могут быть ненатурального происхождения, пояснила она.
Заблуждение – считать, что природные компоненты не спровоцируют аллергию.
«Аллергическая реакция может быть на любую косметику, даже на ту, в которой натуральные компоненты превалируют. Например, в органической косметике в качестве консерванта активно используются эфирные масла цитрусовых фруктов, которые как раз известны как аллергены. Хотя аллергическая реакция – это индивидуальная особенность, производитель косметического продукта может указать, что в нем присутствуют потенциальные аллергены, и как раз большинство таких потенциальных аллергенов – это эфирные масла», – разрушила миф о «безопасности» натуральной косметики химик.
По мнению Натальи Каленской, априори доверие у покупателей вызывают этикетки со словами «натуральный», «без консервантов», «не содержит ГМО». Для усиления визуального эффекта на товар наносят изображения элементов экосистемы – это листочки, капельки воды.
«Все мы боимся химии, особенно неорганической, сейчас очень большое количество аллергических реакций. И для того чтобы потребитель чувствовал себя спокойнее, производители нарочито позиционируют натуральность компонентов. Другой вопрос, что не все делают это честно, – рассказывает эксперт ИУЭФ. – Конечно, существуют нормативно-правовые регуляторы, которые не позволяют осознанно вводить в заблуждение. В России, в конце концов, есть закон о рекламе, где это четко прописано».
Миф № 2. Нельзя мыть голову каждый день.
Этот вопрос часто становится предметом споров, особенно в женской среде. Бытует мнение, что частое воздействие воды и шампуня вредно влияет на качество волос.
«Если кожа головы жирная – это означает, что сальные железы выделяют больше сала, которое легко адсорбирует пыль и грязь. В то же время увеличение выделения сального секрета может быть ответной реакцией на применение шампуня с жестким ПАВ (поверхностно-активные вещества, которые составляют основу средства и отвечают за очищение кожи головы и волос, например сульфатные ПАВ – прим. ред.). В случае, если шампунь плохо смыт с поверхности кожи головы, можно воспользоваться бальзамом-ополаскивателем – обычно это решает проблему», – поделилась рекомендацией доцент Химического института.
Миф № 3. Чем глобальнее бренд, тем эффективнее средство.
«Они просто раскручены. У крупных брендов очень большие рекламные бюджеты – именно на раскрутку, на присутствие в соцсетях, медийном пространстве. Они просто узнаваемы, они на слуху, они часто встречаются, но это еще не гарант того, что вы столкнетесь действительно с качественным продуктом. Подчеркиваю – не гарант, при этом я не исключаю того, что это могут быть прекрасные, хорошие продукты», – считает Н. Каленская.
Маркетолог КФУ встала на защиту локальных брендов:
«Не нужно недооценивать и местных производителей. Я знаю очень много представителей нишевой косметики у нас, среди татарстанских производителей, которые используют только органическое сырье и готовы сами покупателям предоставить качественный и по доступной цене товар, то есть соблюдается стратегия соотношения цены и качества».
Миф № 4. Полезно протирать лицо кубиком льда.
Такая процедура может способствовать более активному синтезу коллагена и эластина в главной клетке дермы – фиробласте, говорит А. Гедмина. Механизм прост – из-за низкой температуры кровь приливает к дерме кожи, тем самым усиливая кровообращение, клеточный обмен веществ. Особенно популярны замороженные экстракты, отвары трав и разбавленные фруктовые соки. Например, считается, что замороженный лед с соком лимона отбеливает кожу и выравнивает ее рельеф.
Однако такой уход (криомассаж) подходит не для всех типов кожи.
«Если нарушен липидный барьер клеток эпидермиса, то при резком контрасте температур может наступить "холодовой ожог", а в случае расширенных кровеносных сосудов криопроцедура приводит к резкому сужению сосудов, причем самые мелкие из них могут полопаться», – предупредила ученый.
Миф № 5. От расширенных пор на лице можно избавиться.
В полной мере этого сделать нельзя, поскольку через них выводится сальный секрет или, проще говоря, кожное сало, указала Гедмина, но есть косметические компоненты, благодаря которым поры можно сузить визуально – за счет регуляции выделения кожного сала-себума и растворения сальных пробок в порах.
«К таким компонентам относятся BHA-кислоты (гидроксокислоты), например салициловая кислота или соединения цинка в виде оксида, а также биоактивных солей, таких как сульфат цинка, карбоната цинка, пиритиона цинка», – поделилась лайфхаком химик.
Миф № 6. Некоторая косметика обладает мгновенным эффектом.
Завкафедрой маркетинга КФУ считает обещание производителей обеспечить мгновенное действие элементом «психологического шаманства».
«У маркетологов есть очень хорошая шутка: "Как в 50 выглядеть на 35? Нужно в 35 сфотографироваться и сказать, что вам 50". Знаете, самое интересное, что эффект плацебо никто не отменял. Если вам сказать "ах, потрясающе", то вы будете думать – действительно, и цвет лица какой-то другой, и синих кругов под глазами нет. Мгновенный эффект – очень иллюзорный показатель, не бывает волшебной таблетки или крема, от которого вам снова 18», – вердикт Натальи Каленской.
Миф № 7. Если долгое время использовать одно и то же косметическое средство, возникает привыкание.
«Во-первых, в косметических продуктах не используются активные компоненты, вызывающие привыкание, такие как антибиотики, гормоны, анальгетики. Во-вторых, одна из целей активного косметического ингредиента – это его работа на клеточном уровне, клетки кожи привыкнуть никак не могут, поскольку подвергаются полному обновлению каждые 28–40 дней в зависимости от возраста», – развенчала миф химик Анна Гедмина.
Напомним, все выпуски научно-популярного проекта «Научный вердикт» можно прочитать здесь. Ученые уже обсудили, правда ли, что у мужчин инсульт случается чаще, чем у женщин, станут ли роботы причиной безработицы и сколько воды нужно пить ежедневно.
Стать участником проекта может каждый, прислав свой миф на электронный адрес: pressa-kfu@mail.ru. Самые неоднозначные мифы развенчают ученые Казанского университета.