Казанский федеральный университет продолжает проект «Научный вердикт», в котором каждую среду ученые вуза развеивают самые популярные мифы и заблуждения. Темой этой недели стало воспитание детей. Действительно ли правда – за родителем и нужно ли занимать ребенка «с пеленок» – порассуждала заведующая кафедрой педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, главный внештатный эксперт-психолог в системе образования Республики Татарстан Ирина Лушпаева.
Миф № 1. Согласиться с ребенком – значит, показать свою слабость и проиграть.
В начале разговора эксперт отметила, что на сегодняшний день существует масса мифов, касающихся как воспитания детей, так и общих представлений о детско-родительских отношениях в целом.
«Одни из самых важных вопросов в отношениях между детьми и родителями – это как раз вопросы, связанные с понятием авторитета родителя и тем, насколько его мнение будет являться наиболее значимым и первостепенным в жизни ребенка, – говорит Ирина Лушпаева. – Очень часто взрослые не соглашаются с детским мнением и думают о том, что в любом споре, который возникает, всегда нужно держать позицию "над ребенком", то есть не соглашаться с ним и не идти на компромиссы. И это рассматривается как норма правильного воспитания. На самом деле сегодня умение взрослого принимать позицию ребенка, учитывать его мнение в общем решении – проявление родительской мудрости и уважения, что позволит ребенку прежде всего лучше понимать окружающий мир, научит его высказывать свою точку зрения и уметь ее анализировать».
По мнению психолога КФУ, вся сила родительского воспитания состоит не в создании оппозиции с детьми, а в том, чтобы научить ребенка четко обозначать свое мнение и уметь учитывать взгляды своих братьев и сестер, старших родственников.
«Это большая и мудрая позиция взрослого – помириться с ребенком или признать, что в какой-то момент ты, мой ребенок, был прав. Это формирование чувства достоинства и чувства уважения к себе и окружающим близким, которое поможет детям личностно развиваться», – подчеркнула психолог.
Миф № 2. Мальчики не плачут.
Молодых родителей нередко волнуют вопросы воспитания в зависимости от пола: как воспитывать мальчиков, а как девочек? Бытует миф о том, что с раннего возраста в сыновьях нужно формировать внутренний стержень и эмоциональную выдержку. Стереотипное представление развенчала И. Лушпаева:
«На самом деле хорошо, если мальчики плачут, потому что слезы – это естественная ситуация эмоциональной проработки переживаний, с которыми сталкивается мальчик или юноша. Хорошо, если мужчины поплакали в какой-то свой трудный жизненный период, тем самым ослабив остроту переживания. Слезы человека – это не слабость, а позиция эмоционального регулирования своего состояния и даже контроля над ним. Конечно, мы хотим воспитывать сыновей смелыми, отважными, сильными, но в какой-то момент нужно позволять им проявить все чувства, которые накапливаются. Плач возникает не только, когда ребенок чувствует свое бессилие, но и когда он, например, чувствует агрессию, испытывает чувство жалости, безысходности и не может исправить ситуацию. От этого ему и становится грустно и печально. Слезы – это один из вариантов эмоциональных переживаний, которые дети должны проживать, и мальчики, и девочки».
Миф № 3. Родители плохого не посоветуют.
Родительский авторитет – сложное понятие. Эксперт заметила, что сегодня взрослые говорят о том, что у современных детей ослаб авторитет старшего поколения. Многие взрослые стремятся настойчиво передать весь накопленный ими жизненный опыт своему ребенку.
«Безусловно, родительский авторитет и опыт очень важны, но в этой ситуации важно соблюдать баланс между желанием родителя предостеречь собственного ребенка от будущих ошибок, которые предполагаются, и необходимостью дать ему возможность совершить свои ошибки и на них учиться жизни», – поделилась мнением главный внештатный эксперт-психолог в системе образования РТ.
В некоторых ситуациях одному родителю трудно принять решение, но за советом можно обратиться к другим авторитетным взрослым, рекомендует И. Лушпаева:
«Это и педагоги, и старшие члены семьи, наши бабушки и дедушки, чей опыт и чье мнение может помочь в решении жизненных ситуаций. Самое главное сегодня – научить ребенка не четко следовать опыту, полученному родителями, а анализировать свои ошибки и делать их источником развития, чтобы ребенок сам мог все переоценить, понять, где было совершено неверное действие, сделать правильные выводы, пусть даже печальные. В данном аспекте авторитет родителей будет очень ценным в общении с детьми».
Миф № 4. Ребенка нужно занимать «с пеленок», поскольку мозг ребенка формируется к 3 годам.
Современный мир предъявляет очень высокие требования к интеллектуальным, личностным, эмоциональным качествам человека. Родители думают о том, как же сегодня вырастить ребенка и какое будущее его ждет. В связи с этим возникают вопросы – чему нужно учить детей и, главное – когда начать?
Многие ошибочно считают, что нынешнее поколение нужно занимать интеллектуальным развитием чуть ли не с рождения, полагая, что могут «опоздать» с развитием.
«На самом деле мозг человека, особенно его лобные отделы, которые отвечают как раз за самосознание, саморегуляцию и самоконтроль, принятие интеллектуальных решений, по мнению нейропсихологов, формируются до 21 года, – отметила заведующая кафедрой педагогической психологии КФУ. – Сегодня нужно думать о том, как с помощью родительских практик без искусственного ускорения развития мозга ребенка, создать ему все необходимые условия для полноценного формирования психических функций в каждом возрастном периоде».
Некоторые модели современного родительства можно охарактеризовать понятием «интенсивное родительство». Такие взрослые постоянно включены в жизнь своего ребенка, «вкладывая» большую часть своего времени и финансов в развивающие кружки и секции, преждевременно включают ребенка в сложные формы интеллектуальной деятельности, например, робототехнику, изучение большого количества языков, раннее освоение учебных умений, таких как чтение, письмо, математические знания. И это напрасно, считает психолог.
«Естественный ход биологического развития у детей изменить невозможно, его и не нужно менять. Необходимо лишь создать условия для их естественного, комфортного и безопасного психического развития. Чем больше мы будем детей торопить и чем больше мы их будем нагружать, тем быстрее они будут уставать и тем меньше они будут успевать», – обратила внимание на проблему Ирина Лушпаева.
Миф № 5. У детей нет возрастных кризисов.
На протяжении всего жизненного пути человек проживает множество кризисов. По словам эксперта, в рамках возрастной психологии от рождения до 11 класса ребенок испытывает как минимум 5 кризисов.
«Кризис – это тот переломный этап, который демонстрирует, что на данной возрастной ступени ребенок уже накопил все необходимые психические ресурсы, которые позволят ему на следующей ступени успешно реализовывать задачи нового возрастного периода. Поэтому кризисы развития у детей тоже есть. Лев Семенович Выготский (1896–1934) первым выделил кризис рождения. Затем следует череда кризисов периода детства и подростничества – кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет – когда ребенок идет в школу, кризис перехода из начальной школы в средние классы, подростковый кризис, всем общеизвестный, а также кризис профессионального самоопределения, когда по окончании школы юноша или девушка выбирает свое будущее», – сообщила Центру медиакоммуникаций КФУ психолог.
Кризисов не нужно бояться, подчеркнула И. Лушпаева. Для взрослых это показатель того, что ребенок готов перейти на следующий этап. Родителям в этот период важно вовремя перестроить свою систему взаимодействия с ребенком, чтобы кризисный период прошел без осложнений.
Миф № 6. Подросток – это уже не ребенок.
С этой точкой зрения эксперт согласилась:
«Подростковый период (от 10–11 до 14–15 лет) – самый продолжительный из всех и завершается подростковым кризисом. Скорость, с которой дети в этот период развиваются, различается, поэтому взрослым нужно только переждать и помочь подросткам сформировать то самое важное психическое новообразование, которое в этом возрасте должно быть – это понятие взрослости. Дальше оно будет преобразовываться в юношескую идентичность, поэтому, конечно, подросток – это не ребенок».
В заключение Ирина Лушпаева высказала мнение о том, что родители должны вовремя заметить, что их ребенок вышел из детства и перешел в подростковый период – с изменениями в отношениях со взрослыми, со свободами и расширением границ. В это время, подчеркнула она, родителю следует отнестись к нему не как к маленькому ребенку, а как к взрослеющему человеку.
Напомним, что «Научный вердикт» – инициатива Департамента по информационной политике КФУ. Стать участником проекта может каждый, прислав свой миф на электронный адрес: pressa-kfu@mail.ru. Самые неоднозначные заблуждения развенчают ученые Казанского университета.
Ранее эксперты вуза развеяли мифы о зрении, птицах и сердечно-сосудистых заболеваниях.