Ведущие ученые в области журналистики и медиакоммуникаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Архангельска, Перми и других городов несколько дней провели в Казани, в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ. Здесь состоялась 14-я международная научно-практическая конференция «Информационное поле современной России: практики и эффекты».
Название конференции придумано таким образом, чтобы можно было охватить как можно больше сторон журналистики как вида деятельности. Участниками научного мероприятия стали студенты, аспиранты, ассистенты, доценты и профессора отделений и факультетов журналистики, а также творческие работники редакций разного уровня.
К открытию научного форума был издан 338-страничный сборник статей. В нем опубликовано 59 работ – результаты научных исследований 87 человек, в том числе профессоров, доцентов, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ и более 15 российских и некоторых зарубежных вузов.
Пленарное заседание конференции впервые состоялось не в конференц-зале Научной библиотеки Лобачевского, а в шоу-руме Высшей школы – там, где снимаются зрелищные передачи, и куда приходят проводить свои мастер-классы различные медийные персоны. Организаторы отказались и от традиционных в таком случае президиума и трибуны. Вместо них спикеров приглашали к красному креслу конференции и ноутбуку для презентаций. Некоторые участники даже усмотрели в этом знак: конференция открывалась через два дня после столетия Октябрьской революции.
«Журналистика всегда была и остается специфической областью интеллектуального творческого труда человека, – открывая работу конференции, сказала зампредседателя Госсовета РТ, прдседатель Союза журналистов РТ Римма Ратникова. – С появлением новых технологических возможностей журналистика все больше приобретает виртуальный характер, основанный одновременно на сверхоперативности и новых возможностях сохранения информации. Соответственно и журналист, имеющий дело с этим новым явлением, должен хорошо разбираться во всех его тонкостях. Подготовка таких универсальных, конкурентоспособных, востребованных на рынке труда специалистов – основная задача Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского университета».
Проректор КФУ по образовательной деятельности Дмитрий Таюрский, выступая от имени ректора КФУ Ильшата Гафурова, обратил внимание собравшихся на улучшение материально-технической базы подготовки журналистов. Перед началом пленарного заседания гости конференции увидели информационный центр университета – двухъярусный ньюсрум, откуда формируется онлайн-лента новостей КФУ и создается студенческий интернет-портал DragonNews. На его виртуальных страницах каждый обучающийся может тренироваться в написании разножанровых публикаций. Также иногородние участники конференции побывали в редакции телеканала «Универ ТВ» и осмотрели большую и малую студии, аппаратные, пообщались с коллективом. По словам проректора, журналист должен работать всегда, совершенствуясь творчески и технически.
«Журналистов, подготовленных в Казанском университете, отличают высокое мастерство, следование принципам профессиональной этики, уважение чести и достоинства людей, которые становятся объектами их профессионального внимания, – подчеркнул Дмитрий Таюрский. – Обретение Казанским университетом статуса вуза федерального значения открыло новые возможности для подготовки медиаспециалистов. У нас открываются лаборатории научного и образовательного предназначений, новейшие медиацентры, ньюсрум, творческие мастерские разного формата, активно внедряются в учебный план новые дисциплины, отражающие деятельность современных масс-медиа, совершенствуется подготовка в области тележурналистики. Мы ставим амбициозную задачу сформировать лучшую в России базу медиаобразования, медиапрактики и медиакомпетенций».
Далее к участникам конференции обратился директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Михаил Щелкунов. Он напомнил о том, что сейчас очень важно правдивое освещение действительности журналистами, ведь аудитория, судя по проводимым соцопросам, все меньше доверяет СМИ. Необходимо восстанавливать доверие.
В свою очередь директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский обратил внимание коллег на технологичность современной профессии журналиста. По его словам, сегодня каждый из нас сам себе медиа, потому что пользуется телефоном, в котором есть интернет. Стать автором медиатекста несложно, труднее привлечь к себе внимание и удержать его. Журналистика меняется очень быстро, соответственно, ее преподавателям это необходимо учитывать. Глава журфака кратко рассказал о преобразованиях в системе подготовки журналистов в Казанском университете: усилении практической ориентированности учебного плана и ожидаемом переходе с академического бакалавриата (ступень обучения) на прикладной, открытии шоу-рума и ньюсрума, в которых студенты уже трудятся над созданием своих мультимедийных учебных проектов. Несколько лет успешно работает телекомпания «Универ ТВ», оснащенная по последнему слову техники.
«Дом, в котором сейчас живет и работает Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций, исторически связан с именем выдающегося студента Казанского университета, писателя, мастера слова Льва Николаевича Толстого, чей 190-летний юбилей мы будем широко отмечать в следующем году. В этом видится преемственность традиций и будущих успехов университетского журналистского образования», – подчеркнул Толчинский.
После приветственных слов настало время пленарных докладов. Их было пять. Первой на правах хозяйки к микрофону вышла завкафедрой журналистики ВШЖиМК КФУ Светлана Шайхитдинова. Она представила три свежих примера информационных конфликтов между редакциями СМИ, в которых выступала в качестве эксперта Общественной коллегии по жалобам на прессу. В каждом из них представители разных источников информации демонстрировали принципиально различное отношение к ценностям журналистской профессии. Спикер отметила, что, во-первых, еще не так давно к информационным спорам были причастны только печатные издания, теперь в эту «орбиту» втянуты их онлайн-версии и телесюжеты. Во-вторых, периодически стали встречаться не характерные ранее медийные споры вокруг этноконфессиональных отношений. По словам Шайхитдиновой, этот год показал другую тенденцию: ей несколько раз пришлось выступать экспертом в конфликте между редакциями.
«Говорить о едином сообществе журналистов уже не приходится. Приведенные примеры имеют сходство: по разные стороны «баррикады» оказались редакции, представляющие разные социальные интересы. С одной стороны – СМИ, приближенные к государственным органам, с другой – включившиеся в российское информационное пространство на волне «постперестройки» 1990-х. Они представляют «рыночные» информационные ресурсы, которые находятся под влиянием этоса хозяйственной деятельности, который в нашей стране пробивает себе дорогу, порой пренебрегая любыми правилами», – сказала Светлана Шайхитдинова.
«В отличие от науки журналистика может мыслить, но не умеет, – вот один из тезисов доклада доцента Северного (Арктического) федерального университета им.М.В.Ломоносова Владимира Варакина. Гость с Севера ненадолго предложил собравшимся в зале взглянуть на журналистику с философской точки зрения. По его словам, журналистика – прыжок из науки в мышление. Через рассказываемые ею истории человек переносится в другую «местность», то есть туда, где происходило действие. После прочтения текста или просмотра сюжета для аудитории эта «местность» становится своей.
«Журналистика всегда указывает нам на то, что мы живем в пространствах историй. И чем эти истории трагичнее, тем они востребованней человеком. Журналистика нам рассказывает прежде всего истории о смерти», – считает Владимир Варакин.
Об опыте обучения нормам произношения и ударения студентов журфака Воронежского университета рассказала замдекана по учебной работе, доцент Елена Бебчук. В прошлом году она в соавторстве с коллегами издала учебное пособие по орфоэпии, в котором для словаря отобрано 466 лексем. На их основе был составлен орфоэпический минимум для студентов из 250 слов. Орфоэпический минимум – это учебный словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. По предложенным для орфоэпического минимума словам и грамматическим формам проводится определенная работа каждым студентом: нужно проставить в минимуме ударение и указать особенности произношения лексем непосредственно к каждому практическому занятию, принять участие в проводимом на занятии опросе и выполнить часть контрольной работы, включающей лексемы минимума.
«Преподавание русского языка показывает, что в повседневной речи у студентов отмечаются многочисленные ошибки как в произношении, так и в ударении, – говорит Елена Бебчук. – Поэтому целенаправленная работа по изучению орфоэпического минимума полезна для формирования нормативных произносительных навыков. Изучение орфоэпических норм с учетом орфоэпического минимума позволяет студентам сформировать навыки правильного произношения не только для системных явлений орфоэпии, но и в более широком плане – получить дополнительную, очень важную информацию о произношении и ударении, необходимую для речи будущих специалистов, в особенности теле- и радиожурналистов».
Результаты своего исследования представленности районных газет Пермского края в соцсети «ВКонтакте» сообщил доцент Пермского государственного научного исследовательского университета Алексей Пустовалов. Он установил, что если в недалеком прошлом безусловными лидерами в районах были местные газеты («районки»), то сегодня с ними успешно соперничают группы «ВКонтакте» типа «Подслушано» и «Сплетница». Районные издания уступают новым медиа. В 43-х райцентрах группа исследователей сопоставила показатель тиража районной газеты с количеством подписчиков соответствующих им крупнейших местных групп «ВКонтакте», выявив следующие закономерности.
Во-первых, тираж местного издания обычно меньше, чем количество подписчиков группы в соцсети. При этом тираж продолжает падать, а число подписчиков увеличивается. Во-вторых, чем меньше территория, тем более высокий процент населения является подписчиком крупнейшей группы «ВКонтакте» этого населенного пункта. Если в больших городах края каждый пятый-шестой житель является подписчиком крупнейшего паблика, то в маленьких – каждый второй. Есть райцентры, где число подписчиков пабликов в несколько раз превысило тираж «районки». В-третьих, самые высокие показатели активности приходятся на группы населенных пунктов, газеты которых никогда (либо редко) показывали хорошие журналистские результаты (по оценке конкурсов пермского отделения Союза журналистов). То есть участники групп «ВКонтакте» активнее в тех районах Пермского края, где слабее позиции газет. В-четвертых, паблики и районные издания пользуются своими источниками информации, по-разному освещая одни и те же события. Есть случаи взаимного заимствования новостей, но всегда со ссылками на первоисточник. И, наконец, на взгляд исследователей, новые медиа пока еще не убивают «районки», но заставляют их коллективы работать энергичнее, с большей долей внимания к молодежи.
Научную часть пленарного заседания конференции завершил доклад студента Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Валерия Отяковского о публицистическом наследии поэта, переводчика и критика Максимилиана Волошина эпохи его активного сотрудничества с журналом «Весы» (1904-1906 гг.) На «пленарке» казанской конференции часто слово дают не только известным ученым, профессорам, но и студентам, тем самым, показывая преемственность поколений. Валерий считает, что его сложные, парадоксальные идеи представляют большой интерес не только для исследователей литературы и изобразительных искусств, но и для лингвистов. Поэтому его внимание было сосредоточено на проблеме речевого представления разных видов искусства в публицистических произведениях поэта. Он проанализировал произведения Волошина с точки зрения методов работы, а также конструирования описаний живописи, скульптуры и танца.
Пленарное заседание закончилось кратким торжественным посвящением первокурсников Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ в журналисты. После напуственных слов в их адрес от иногородних участников конференции (у некоторых даже музыкальный экспромт получился), ребята дали клятву «оберегать слово, хранить его, защищать от нападок нечестных, глупых и подлых людей» и «быть храбрыми и смелыми, несмотря ни на что и отстаивать свои убеждения и быть объективными толкователями событий». После этого все дружно спели сочиненный в прошлом году гимн студеннтов-журналистов.
Работа конференции продолжилась тремя секциями, где за два дня было представлено около пятидесяти докладов с результатами проведенных научных исследований. Организаторы предусмотрели и так называемые «бантики»: каждому иногороднему участнику конференции вручили диплом «за активное участие и лучший доклад».
Как и в прошлом году оргкомитет конференции использовал интерактив: задать вопрос спикерам можно было даже не выходя из дома. И не важно: отправляли вы научную статью в сборник конференции или нет. Любой подписавшийся на аккаунты в популярных соцсетях мог быть в курсе всех событий этого научного мероприятия. Те исследователи, кто прислал статьи, но по разным причинам на конференцию не приехал, могли наблюдать за ее проведением: трансляции велись со всех площадок конференции и даже во время культурной программы для иногородних гостей. Во время пленарного и секционного заседаний конференции сервис был опробован. Спикерам пленарного заседания вопросов задано не было, а вот на секции «Современная журналистика: бизнес? Политика? Просвещение?» некоторые докладчики такие вопросы получили. Каждый вопрос сразу же звучал в зале, а ответы оперативно передавались онлайн.