Комфорт в путешествии давно перестал быть исключительно вопросом расстояния между креслами или качества сервиса на борту. Все чаще он определяется внутренним состоянием человека, его ожиданиями от поездки, целями путешествия и тем, какую роль они играют в формировании идентичности. Доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Казанского федерального университета Инна Кротова проанализировала путешествие как особую форму жизненного опыта и социального ритуала.
С точки зрения психологии путешествий комфорт – это не только физическое удобство, но и субъективное ощущение соответствия между ожиданиями, внутренними потребностями и реальным опытом. Особенно остро этот вопрос встает в условиях ограниченного пространства и внешних раздражителей, например во время перелета в экономклассе.
«В этом контексте мы все потребители впечатлений, но удовлетворяем разные потребности. Как и с едой: кто-то перекусывает из-за голода, кто-то из-за усталости, а кто-то ради эстетики», – отметила эксперт.
По словам психолога, путешествия могут иметь различные цели: получение визуального контента, познание новой культуры и климата, подтверждение образа жизни, ощущение самореализации или стремление «побыть собой» в другой среде. Именно мотивация во многом определяет, будет ли поездка восприниматься как комфортная или, напротив, напряженная.
В современном дискурсе путешествие все чаще становится не просто перемещением в пространстве, а способом транслировать определенный стиль жизни.
«Когда происходит демонстрация не столько вещей, сколько стиля жизни, в психологических аспектах невозможно ответить однозначно. Здесь слишком много внутренних переменных. Исследователи определяют путешествия как форму социальной идентичности. Главная цель туриста – укрепление собственного эго», – рассказала Инна Кротова.
Восприятие комфорта в полете существенно различается в зависимости от класса обслуживания, однако ключевую роль здесь играют не объективные условия, а психологические ожидания пассажира.
«Безусловно, повышенное внимание к деталям, более вежливое и персонализированное обслуживание воспринимаются как приятный опыт. Однако это не гарантирует внутренней удовлетворенности. Психологическая наполненность происходящим либо есть, либо ее нет. Для кого-то условия получше – просто приятный бонус, который не служит доказательством статуса. А кому-то никогда не угодишь, требуется постоянная внешняя подпитка самооценки. Покупка билета, оформление визы, расставания и встречи, новые привычки, сама поездка, сувениры – все это элементы ритуала перехода от обычной жизни к отпуску», – объяснила доцент.
Психолог подчеркивает, что стремление искусственно создать ощущение «премиальности» не всегда полезно.
«Обслуживать свои страхи? Нет. Стремление к ощущению недоступной "премиальности" – это бегство от себя, непринятие собственных реальных возможностей. Важно задать вопросы: что я получаю от этого путешествия? это часть моей самореализации или элемент демонстрации псевдостатуса в гонке за фотосессией?», – порекомендовала И. Кротова.
Создание и исполнение собственных ритуалов и мини-традиций во время перелета может значительно улучшить психологическое состояние и ощущение уюта, независимо от класса обслуживания. Если же человека беспокоит сам факт полета в экономклассе, важно сместить фокус внимания с внешнего сравнения на заботу о себе.
«Пространство и расположение кресел мы изменить не сможем. Значит, важно обратиться к себе, а не сравнивать себя с другими пассажирами. Любимые вещи, качественная маска для сна, удобные наушники, мягкий плед, книга помогают пережить перестройку», – проинформировала эксперт.
В завершение доцент отметила, что путешествие редко делает человека просто отдохнувшим.
«Мы, как потребители ощущений и нового опыта, возвращаемся из путешествий не отдохнувшими, а другими. Именно степень того, насколько эти изменения поддерживают личность и питают эго, становится главным критерием оценки комфорта», – заключила Инна Кротова.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.
171