Сегодня в Казанском федеральном университете открылся Объединенный пленум Учебно-методических советов (УМС) по направлениям «Экология и природопользование», «Гидрометеорология», «География», «Картография и геоинформатика», «Гидрометеорология и картография специального назначения» Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по укрупненной группе специальностей и направлений «Науки о Земле».
В состав президиума вошли: заместитель председателя ФУМО «Науки о Земле», декан географического факультета МГУ, член-корреспондент РАН Сергей Добролюбов, ученый секретарь ФУМО «Науки о Земле» Нина Алексеева, председатель Московского отделения Русского географического общества, президент географического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова Николай Касимов, проректор КФУ по образовательной деятельности Дмитрий Таюрский, директор Института экологии и природопользования КФУ Светлана Селивановская и другие.
В работе пленума участвуют более 70 представителей университетов России – деканы факультетов, директора институтов, заведующие профильными кафедрами из 47 вузов, представляющих 36 субъектов Российской Федерации. Напомним, в прошлом году «Науки о Земле» объединились в Белгороде. Пленум состоялся 30 мая в НИУ «БелГУ».
«Для Казанского университета большая честь принимать заседание по направлению «Науки о Земле». Мы рады вас приветствовать в стенах одного из старейших вузов России. От лица ректора Казанского федерального университета Ильшата Гафурова и от себя лично желаю успешной работы», - отметил проректор КФУ Дмитрий Таюрский в ходе приветствия.
Декан географического факультета МГУ Сергей Добролюбов поведал о деятельности ФУМО «Науки о Земле» и основных направлениях учебно-методической работы на географическом факультете университета. В ходе своего выступления он акцентировал внимание на ключевых проблемах, связанных со специалистами по географии, отсутствием профстандарта «научный работник», способах проведения учебных практик. В интервью Единому информационно-издательскому центру КФУ Сергей Добролюбов также отметил, что в Учебно-методическом совете поднимаются вопросы, связанные с распределением квот для бакалавров и магистров, неблагоприятной ситуацией с географией в школах.
«Сокращаются контрольные цифры приема по географии: практически на 10 процентов по программам бакалавриата, и процентов на 30 – по магистратуре, - посетовал Добролюбов. – По планам приема на прикладную гидрометеорологию наблюдается скачок вверх. Тяжелее всего ситуация обстоит с магистрами. Это направление в нашей работе должно стать приоритетным».
Также в ходе доклада декан географического факультета МГУ обратил внимание присутствующих на вопрос учебных пособий, а именно нехватку современных учебников.
«Новые учебные пособия, изданные после 2010 года, составляют лишь треть из общего количества учебников. К сожалению, в современных условиях издавать учебники не просто. Кроме того, УМО потеряло возможность присвоения грифа», - подчеркнул он.
Общая ситуация, по его словам, соответствующим образом сказывается и на уровне подготовки абитуриентов.
«География должна входить в список вступительных экзаменов не только на профильные специальности», - считает он.
Этот же вопрос в своем докладе о «Подготовке кадров и исследований окружающей среды в Казанском федеральном университете» подняла и директор Института экологии и природопользования КФУ Светлана Селивановская.
В настоящее время исследования окружающей среды ведутся сотрудниками разных институтов Казанского университета: Института экологии и природопользования, Института фундаментальной медицины и биологии, а также Института управления, экономики и финансов.
«Объединенный пленум УМС – ежегодная встреча, на которой подводятся итоги года деятельности по всему направлению, в частности, обсуждаются проблемы, касающиеся вступительных экзаменов. К слову, проблема в направлении «Экология и природопользование» заключается в низком уровне подготовки абитуриентов, трудностях в освоении курсов, а также в несоответствии их ожиданий реальному учебному процессу. Дело в том, что абитуриенты ошибочно полагают, что будут широко изучать географию, а на деле им приходится сталкиваться с углубленным изучением химии, биологии, физики и математики», - подчеркнула она.
Работа пленума продолжится серией секционных заседаний Учебно-методических советов. По итогам совместного заседания УМС будут обсуждены итоги секций, принята резолюция.