Как улучшить опыт реализации педагогического образования в непедагогических университетах - на примере Технического университета Дрездена и Казанского федерального университета, обсуждали на симпозиуме проходящего в эти дни в КФУ IV Международного форума по педагогическому образованию.
"Цель у обеих стран одна, но подходы определенно разные, - высказалась доктор философских наук, научный сотрудник кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока факультета педагогики Дрезденского университета Юлия Койнова-Цельнер. – В Германии, к примеру, в отличие от нашей страны, действует принцип федерализма, где в каждом из 16 регионов существует собственное Министерство образования.
В последние 15 лет во всем мире ученые-педагоги и учителя-практики проявляют заинтересованность к формам и методам взаимообучения, цель которого - стабилизировать любопытство к новым знаниям, открытость узнать новое, желание поделиться на тему «я что-то понял, новое прочел» с позиции учащегося при позитивном обмене знаниями в учебной ситуации, что позволяет развивать наравне с предметными и социальные компетенции учащихся. Поэтому мы создаем урок-диалог с детьми, где на первый план выходят личностные компетенции – это самоактуализация и «Я-концепция».
Учителя в Германии относятся к своим ученикам как к равным, общаются в демократическом ключе и приучают их к самостоятельности, работая с людьми не на страхе, а на мотивации.
Дидактики предлагают учителю уделить время на подготовку детей к теме, завладеть вниманием и только затем переходить к основной теме, объяснение которой не должно превышать 15 минут. Необходимо, чтобы ученики самостоятельно работали с материалом и несли ответственность за процесс обучения. Показателем успешности является не то, сколько сделал учитель, а насколько активны были его ученики.
"Во всем мире происходит переориентация обучения на учеников. И учитель сам решает, сколько уроков по теме ему провести, учитывая качество усвоения темы в классе и особенности детей. Учителя при построении учебного процесса сегодня опираются на знания из психологии и стараются не допускать ситуации, когда ученик выполняет задание в страхе быть осужденным за то, что не может сделать правильно. Ученики вправе знать, какая ситуация учебная и ошибки здесь «приветствуются», какая ситуация – контрольная – и ошибки здесь отражаются на отметке. Можно учиться на уроке не только через учителя, а "ученик-ученик" как тренировочный вариант".
С позиции учителя взаимообучение означает изменение профессионального мышления, выход которого в изменении своего профессионального поведения, где учитель и ученики, преподаватель и студент равноправны, и общение которых нацелено на взаимообмен знаниями. И если понимание этого постулата в педагогической общественности присутствует, то вопросы, как построить такой урок, какова драматургия такого учебного процесса, особенно важны для учителя-профессионала.
Основное различие между студентами России и Германии ученый видит в том, что в непедагогических университетах Германии меньше теоретических обоснований, но больше практической деятельности и самостоятельной работы. Также студенты в Техническом университете Дрездена могут сами составлять индивидуальный план обучения, чего в наших вузах не прослеживается.
Отмечая сотрудничество Дрезденского университета с Институтом психологии и образования КФУ, Юлия Койнова-Цельнер сказала:
"Мы работаем над созданием педагогических модулей, интересных и нашему университету, и КФУ, расположенных как на базе Технического университета Дрездена, так и на базе Института психологии и образования КФУ. Также налажен обмен студентами между нашими университетами с целью прохождения обучения по модулям, разработанным нами. По результатам работы планируется совместная научная статья под авторством представителей обоих университетов, а также проводится работа в рамках международного центра мультикультурной подготовки учителей с учетом вклада КФУ в его работу".
Спикеры симпозиума также отметили, что большое внимание уделяется при подготовке учителей родного языка, в данном случае немецкого, методическим аспектам «устная речь и умение слушать»; «письмо»; «обращение с текстами и средствами массовой информации»; «изучение языка и использования языка». Именно они играют ключевую роль в работе будущего педагога и должны быть обязательно им усвоены.
Доценты кафедры педагогики высшей школы Института психологии и образования Инна Голованова и Надежда Телегина представили результаты проведенного ими исследования диагностики сформированности профессиональных компетенций по проектированию и проведению урока студента – будущего педагога. Учеными было выявлено, что студентам сложно дается формулирование целей мероприятия с ориентацией на деятельность, вероятнее всего дело в том, что студенты не умеют оценивать образовательные результаты, полученные обучающимися в ходе мероприятия. Еще возникают проблемы в анализе и структурировании деятельности учителя и ученика. Также им достаточно трудно подобрать технику ли методику под ту или иную педагогическую ситуацию. В итоге было выявлены основные проблемные зоны в оценке форсированности компетентности.
Как отметили модераторы симпозиума, цель встречи – обмен опыта русских и немецких педагогов в вопросах подготовки студентов, в повышении их компетенции на различных этапах теоретической и практической подготовки – вполне можно считать достигнутой.
"Опыт, которым сегодня поделились немецкие и русские коллеги, позволил создать картину, которая поможет улучшить реализацию педагогического образования в непедагогических университетах", - резюмировали ученые.