28-летний старший преподаватель кафедры программной инженерии Высшей школы информационных технологий и информационных систем Казанского федерального университета Михаил Абрамский стал победителем конкурса «Лучший молодой преподаватель Казани-2018» в номинации «Преподаватель высшего образования» с большим отрывом от конкурентов. Он также удостоен приза зрительских симпатий.
Сегодня в финале состязаний, которые прошли в молодежном центре им.Гайдара, соревновались 9 финалистов – лучшие молодые педагоги вузов и ссузов города. По итогам всех испытаний лучшим молодым преподавателем вузов Казани признан представитель КФУ Михаил Абрамский. Он же удостоен приза зрительских симпатий по результатам онлайн-голосования, а также призов от спонсоров, денежного поощрения и сертификата на годовое правовое обслуживание. Также был назван лучший молодой преподаватель ссуза Казани - им стал представитель Казанского кооперативного института.
У каждого финалиста была своя группа поддержки. Конкурсантов активно поддерживали коллеги и друзья, размахивая флагами учебных заведений, плакатами, скандируя имена участников и названия вузов. Каждый из 9 финалистов должен был рассказать о себе и своих научных достижениях - тайминг составлял 7 минут на конкурсанта. Михаилу Абрамскому достался счастливый номер 5. Преподаватель КФУ представил самопрезентацию в формате рэп-баттла.
«К этой презентации я готовился как к рэп-баттлу. Но потом подумал: "Разве сегодня соревнование? Нет, сегодня праздник студенчества и преподавания"», - признался он.
Михаил Абрамский рассказал, что вся его жизнь связана с Казанским федеральным университетом. Он окончил факультет ВМК Казанского университета в 2010 году, и с тех пор началась его педагогическая деятельность.
«Я сочетаю дисциплины, корректирую траектории, совершенствую учебные планы, потому что в IT все меняется очень лихо, - подчеркнул он. – Разве преподаватель вуза - просто преподаватель? Нет, не только. Он должен быть успешным человеком, достигшим многого. Я учился год в Штатах. В IT прошел путь от разработчика до топ-менеджмента компании, а пару лет назад учился в Сколково».
Он также поведал о тренде в области индивидуализации образования и рассказал, какая работа проводится им в этом направлении.
После презентации финалистов ожидал творческий конкурс «Талантливый человек талантлив во всем». Конкурсанты представили вокальные, стихотворные, театрализованные, танцевальные выступления. Михаил Абрамский исполнил композицию Максима Дунаевского «Ветер перемен», подыгрывая себе на синтезаторе. «Я пою, играю и без музыки жить не могу», - признался он. Кстати, именно Абрамский был поющим преподавателем в популярном видеоролике «Легендарный флешмоб на потоковой лекции», собравшем более 3 млн просмотров.
Сразу после объявления победителей Михаил Абрамский признался, что финальные испытания стали для него самыми сложными в конкурсе – сегодня выходить на сцену пришлось с высокой температурой.
«Я шел на конкурс, чтобы проверить свой опыт в бою, посмотреть, как его оценят другие люди. Я очень рад победе, - отметил он. – Чем больше в школах и вузах будет работать квалифицированных преподавателей, тем будет лучше для города, страны в целом».
По мнению Михаила Абрамского, преподаватель должен быть гибким, одновременно опытным и молодым, он должен быть примером, старшим товарищем. «Молодой преподаватель должен быть молод душой», - убежден он.
Михаил Абрамский рассказал, что стало толчком к его преподавательской карьере: «Я сам хорошо учился. Мне было комфортно объяснять другим людям что-то. Со второго курса университета я преподавал школьникам в лагере «Сэлэт». Для меня изначально было понятно, что я точно пойду в преподавание», - сказал он.
По мнению победителя, Казанский университет помогает реализовывать потенциал молодых преподавателей: «Наш ректор Ильшат Рафкатович Гафуров поддерживает молодых ученых, молодых преподавателей. У нас есть Совет молодых ученых, члены которого могут участвовать в принятии важных решений».
Как отметила член жюри, заместитель председателя комитета по делам детей и молодежи Казани Эльвина Филиппова, конкурс стартовал 26 марта и проходил в три этапа. Всего на конкурс поступило 24 заявки.
«В этом году до трех увеличилось количество этапов конкурса – заочный этап, полуфинал и финал. После каждого этапа участники получали баллы по определенным критериям. В финале победитель определялся по общей сумме баллов, - сообщила она. – Михаил Абрамский стал победителем с очень большим отрывом – в 50 баллов. Даже спорить о кандидатуре победителя или обсуждать было бесполезно – победитель показал себя лидером и доказал, что он на ступень выше соперников».
На первом этапе участник должен был продемонстрировать свои достижения и успехи, предоставив портфолио и видеоролик. Здесь Михаил Абрамский представил свой инновационный образовательный проект — модель проектной работы, которая позволяет в едином русле интегрировать специалистов технической и предметной областей. На втором, очном, этапе конкурсант должен был продемонстрировать свое педагогическое мастерство на открытом занятии со студентами казанских вузов. Из 16 полуфиналистов, по результатам двойной оценки (со стороны экспертов и студентов) были определены финалисты.
В видеоролике, подготовленном для предыдущих этапов конкурса, М.Абрамский отмечал, что высшее образование сегодня — нечто большее, чем занятия и экзамены, и преподавателю вуза сейчас недостаточно быть просто специалистом в своей области.
«Каждый год своего профессионального пути я совершенствовал представления о том, каким должен быть эффективный преподаватель вуза. И выработал пять тезисов об этом. Первый — преподаватель должен создать на своих занятиях идеальную атмосферу развития каждого студента. Если человек попал ко мне на курс — на мне лежит ответственность за его будущие компетенции. Я — организатор экосистемы, в которой все мои подопечные должны получить максимальный результат, — отмечает он. — Еще одна особенность — я стараюсь перезнакомить всех моих студентов друг с другом. Часто я объединяю их в команды случайным образом, ведь в будущем они не смогут выбирать себе коллег, поэтому должны учиться коммуникации с любыми людьми. Преподаватель может ошибиться и оказаться неправым, и не нужно бояться показать это студентам. Показав студентам свою ошибку, я уменьшаю их страх перед собственными недочетами. И в дальнейшем они относятся к ним внимательно и без лишних эмоций».
Второй тезис: недостаточно просто преподавать предмет — нужно быть наставником, профнавигатором будущей деятельности. «Университетское образование — в первую очередь подготовка взрослых людей, разбирающихся в том, что происходит в мире и их области», — убежден М.Абрамский. В этой связи он считает особо важным проектное и проблемное обучение. Несколько лет назад он начал практиковать формирование экспериментальных групп с большой долей симуляционного, проблемного и проектного обучения.
«Я соединял математические предметы с прикладными и с курсом иностранного языка, организовывал ролевую работу в проектах — пытался всеми способами максимально подготовить к будущей профессиональной деятельности», — рассказал он.
Еще один проект — совместное обучение студентов Института фундаментальной медицины и биологии и ИТИС КФУ. «Айтишники и медики вместе создают проекты, совершенствуют собственные компетенции, а также учатся взаимодействовать с людьми из смежных областей», — утверждает он.
Третий тезис: преподаватель должен развиваться и не бояться экспериментировать, что-то менять. «Мое жизненное кредо — нет предела совершенству, — подчеркнул собеседник. — Никто не должен стоять на месте, и я стараюсь быть примером этому. Однажды летом я ушел на три месяца работать в ИТ-компанию, чтобы получить свежий взгляд». Помогает развиваться преподавателю и научная работа. «Считаю своей миссией ее популяризацию среди студентов-айтишников, чтобы они могли расширять горизонты своей отрасли», — подчеркнул он. М.Абрамский тщательно готовится к лекциям, превращая их в интерактив. Он убежден, что лекции ни в коем случае не должны быть просто начитыванием материала.
Четвертый тезис: преподаватель должен быть на одной волне со студентом. «Я смеюсь над шутками и мемами. Есть даже мемы про меня, — признался собеседник. — Студенты делают меня, молодого преподавателя, еще моложе».
Пятый тезис: современный преподаватель должен быть разносторонним человеком. «Я участвую в общественных мероприятиях университета и города. Я стараюсь постоянно рассказывать, что происходит у нас, популяризирую нашу работу, пою в капелле Казанского университета», — рассказал он.
Резюмируя, Михаил Абрамский подчеркнул, что современный преподаватель должен быть сценаристом, режиссером учебного процесса, тренером и наставником, опытным коллегой, который молод душой и готов постоянно развиваться.