22 марта в актовом зале Института филологии и межкультурных коммуникаций им. Льва Толстого КФУ (ул. Татарстан, 2) прошел творческий вечер литературно-художественного салона «Renaissanse».
Тема салона – «Поиск и альтернатива» - продолжила серию встреч с представителями творческих союзов художников, работающих в Республике Татарстан.
На этот раз гостями вечера стали председатель Казанского отделения Профессионального союза художников СНГ, член Творческого союза художников России в РТ, член Союза российских писателей, участница международных выставок Лада Аюдаг, член Союза дизайнеров России, член Казанского отделения Профессионального союза художников СНГ Ирина Краснова-Волгина, член Казанского отделения Профессионального союза художников СНГ Татьяна Гнездилова, руководитель проекта Световой театр «PSYLIGHT» Павел Лазарев.
Постоянные ведущие салона искусствовед Михаил Яо и преподаватель кафедры Зухра Гаптраупова попросили рассказать о концепции Профессионального союза художников СНГ председателя Казанского отделения Ладу Аюдаг, которая является выпускницей ИФМК им. Льва Толстого. Оказалось, что подобное наименование этой творческой организации сохранилось только в Казани, головная организация в Москве именуется уже иначе. Но поскольку логотип и фирменный стиль местного отделения стали уже вполне узнаваемы, приняли решение оставить прежнее название. Союз существует не так давно, но имеет уже солидный послужной список выставок, премий и наград. Он открыт для новичков и молодых авторов, критерий для вступления в него один – творчество. Поэтому в выставках нередко принимают участие студенты.
Заседанию салона по традиции предшествовало открытие выставки работ участников салона в галерее КФУ «Манзара», у которой, как отметила Лада Аюдаг, «легкая рука». Благодаря работам, выставленным в галерее, ряд участников заинтересовали устроителей выставки в Париже, которая проходила в преддверии Универсиады в Казани 2013 года. В век информационных технологий любое выставочное пространство, будучи отраженным в интернет, включает его в мировой поток новостей из мира искусства.
- Узнаваемы ли за рубежом художники из Татарстана? – спросили из зала.
- Пока, к сожалению, наши художники не включены в европейскую художественную жизнь, - ответила гостья.- Европа сейчас более ориентирована на абстракционизм, а наши традиции сильны реализмом. Но участие в выставках, международные контакты влияют на расширение творческих приемов и стилей. Ни одна наша выставка не проходит без внимания местных зрителей и представителей диаспор – российской в целом или татарской.
- А каков вообще интерес к искусству из России? – спросил Михаил Яо.- Когда я организовывал выставки в конце 90-х годов, достаточно было сказать, что это работы из России?
- Да, это было связано с перестройкой, теперь такого нет. Но интересные творческие работы находят своих поклонников. Мы открывали выставку в Париже, Вашингтоне и приходило много зрителей. При этом, из-за трудностей вывоза, мы часто делаем копии картин, это общемировая тенденция.
- Кто помогает устраивать вам выставки? Как вы ищете партнеров? – спросила Зухра Гаптраупова.
- Чаще всего мы сами узнаем о каких-то событиях, созваниваемся по телефону. Возим картины тоже сами, сами же сколачиваем подрамники, багет, а потом прячем руки от прессы во время вернисажа.
Работы второй гостьи – Ирины Красновой-Волгиной – цветы, выполненные акрилом на шелке, восхитили аудиторию оригинальностью техники и красотой. Графические работы – иллюстрации к «Войне и миру» Л. Толстого, портреты членов семьи Шекспира – выполнены в лучших традициях отечественной графики. Обращение к конкретным темам случается по-разному, иногда это личный интерес, иногда событие, как например, 450-летие со дня рождения Шекспира в 2014 году. Часто темы для творчества подсказывает Лада Аюдаг как координатор множества проектов союза художников. При этом большая часть проектов – около 80 выставок – реализуются в России, в том числе в Казани. Регулярно устраиваются меценатские акции для детей из детских домов, в частности оформляются помещения для новогодних елок, собираются средства от продажи картин.
Еще в начале мероприятия ведущий салона Михаил Яо озадачил публику вопросом: сколько лет учился Рембрандт? Оказалось, что Рембрандт учился всего полтора года. К этому вопросу вернулась третья гостья - Татьяна Гнездилова. Она порадовалась за молодую часть аудитории, которой повезло совместить время обучения с любимым делом. Татьяна Гнездиловадо того, как заниматься искусством пэчворка, освоила профессию инженера и добилась в ней успехов, а потом профессию экономиста. И только спустя много лет обратилась к своей мечте – создавать гобелены, произведения в лоскутной технике. Михаилу Яо особенно нравятся работы художницы, посвященные Свияжску. «Не останавливайтесь на достигнутом» - напутствовали студентов гости мероприятия.
В течение всего заседания зрителей радовали своими выступлениями участники проекта Световой театр «PSYLIGHT». Ведущий салона Михаил Яо обратил внимание собравшихся на то, как выросло мастерство участников театра по сравнению с прошлым выступлением.
В завершение мероприятия по традиции руководитель проекта Расых Салахов от имени директора Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ профессора Радифа Рифкатовича Замалетдинова вручил дипломы и сувениры новым членам литературно-художественного салона «Renaissanse», а гости подарили кафедре дизайна и национальных искусств каталоги своих выставок.