Жители и гости Татарстана смогут наблюдать сотни археологических находок в месте их непосредственного обнаружения, имея возможность наглядно представить уклад жизни в Свияжске и расположение ряда его зданий и улиц XVI-XVII веков. Проект по созданию уникального для России музея археологического дерева был реализован учеными Казанского федерального университета и Института археологии им.А.Х.Халикова АН РТ. О работе по созданию музея было рассказано 31 августа в рамках пресс-конференции в ИА «Татар-информ», посвященной проведению Форума ЮНЕСКО по межкультурному диалогу.
О том, как велась работа по созданию музея, журналистам рассказал директор Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ Айрат Ситдиков. Напомним, мы писали о сути и этапах реализации проекта и ранее. Согласно его словам, это был сложный длительный процесс, который занял почти 9 лет – начиная с 2010 года, когда был предложен план-программа формирования музея. Сама идея создания подобного музея в Свияжске была вызвана особенностью его культурного слоя, заключающейся в том, что он насыщен материалами разных эпох.
«Конечно, основной пласт связан с периодом городского освоения Свияжска, и именно в этот период сложился слой, уникальный для данного региона, – так называемый влажный археологический культурный слой. Влажным он называется потому, что обильно насыщен водой, и в нем происходит консервация всего органического материала, хрупкого в других обстоятельствах, – дерева, кожи, ткани, шерсти. В России таких городов достаточно много, но ни один из них на сегодняшний день не смог выйти к созданию музея, - отметил спикер. – Ключевой особенностью музея археологического дерева в Свияжске является то, что в нем показаны все этапы развития города – от момента его основания – середины XVI века – до периода, когда влажный слой на этой территории прекратил формироваться – XVIII века».
Неслучайным, по словам Айрата Ситдикова, был и выбор места музея на территории Свияжска. После затопления Куйбышевского водохранилища с 1954 по 1956 год, когда поднималась вода, начался процесс обрушения береговой зоны. Этот процесс не обошел и Свияжск, и одной из зон разрушения стал район реки Щука, где находился нижний посад города. В 1978 году известные археологи – Леонид Беляев и Лев Шавохин – проводили исследования по береговой зоне, и в зоне обрушения ими был выделен слой, который характеризуется вышеупомянутыми качествами.
«С этого времени этот слой стал объектом целенаправленных исследований, хоть и нерегулярных и непостоянных. Однако к моменту начала реализации, благодаря поддержке Министерства культуры Республики Татарстан в разные периоды, был накоплен материал, который позволял сформулировать общие задачи по созданию музея. Влажный культурный слой в Свияжске занимает около 5 гектар. Он находится в нижней части города. Мощность его достигает около 3-3,5 метров.
В результате предшествующего реализации проекта анализа участка, который расположен на берегу, было выделено четыре строительных горизонта. К началу работ берег был подвергнут разрушению, и было принято решение о проведении работ по укреплению берега. В ходе них также проводились охранные работы, и уже первые результаты исследований позволили поставить задачу о возможности музеефикации этого объекта, - пояснил ход принятия решений Айрат Ситдиков. – На наиболее разрушенной части берега, который был более всего подвержен утрате, был заложен раскоп площадью около 2000 кв.м, и в результате работ, проведенного анализа была выбрана территория около 900 кв.м, которая стала местом экспозиции, основной предмет которой - усадебная застройка Свияжска.
Немаловажно то, что, благодаря проведенным работам удалось обеспечить сохранение береговой линии и влажного культурного слоя, а также создать тот объект, который рассказывает об этом уникальном явлении, которое было здесь выявлено и исследовано».
Усадебная застройка представлена в музее четырьмя периодами, но, к сожалению, последний из них, относящийся к XVIII веку, был подвергнут наибольшему разрушению и будет представлен в виде информационных материалов и отдельных объектов, которые были с ним связаны. Три горизонта находятся в последовательном расположении - так, как они были выявлены и зафиксированы археологами в раскопе. Для этого было предпринято достаточно сложное со стороны создателей экспозиции решение, позволившее показать все четыре горизонта одновременно.
Общее количество конструкций, которое будет выставлено на этом объекте в каждом горизонте, - это около 3-4 усадеб, включающих в себя жилые и хозяйственные постройки целиком с оградами, внутридомовыми конструкциями, печами. Помимо этого, была прослежена последовательность развития города: с XVI по XVIII век в общей своей структуре она не менялась, происходила более интенсивная застройка, уплотнение усадеб, увеличение количества жилых и хозяйственных построек, но в целом эта линия улиц была устойчива, и это отражено и в самой экспозиции.
На нижнем горизонте перед началом постройки удалось выявить вырубленные перед началом деревья: сохранились пни дубов, которые рубили перед началом строительства города в этой части в 1552 году. Эти свидетельства факта начала строительства города также будут наглядно представлены в экспозиции. Кроме того, в результате работ был получен огромный музейный фондовый материал: это около 140 тысяч предметов, которые переданы в Свияжский музей-заповедник.
"В работах, связанных с созданием музея, приняли участие около 200 специалистов со всей страны и мира. Была проведена работа по археологическому вскрытию этого объекта и обширная работа по изучению полученного материала. Совместно с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации были проведены работы по оценке и выработана методика консервации, и, надо отметить, в Свияжске впервые в России была применена технология консервации крупногабаритных археологических предметов. До этого крупногабаритные археологические предметы, имеющие в длину до 6-8 метров, не консервировались", - рассказал директор Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ.
"Впервые были применены также технологии, которые позволили сохранить полученный материал, он находился в очень сложном состоянии и требовал регулярной оценки и обсуждений по каждой из возникающих проблем. На сегодняшний день все предметы законсервированы и находятся в стабильном состоянии, однако они требуют регулярного мониторинга, оценки их состояния, поскольку даже после завершения консервации какие-то процессы, которые сейчас стабилизировались, со временем могут возобновиться".
Как отметил Айрат Ситдиков, создание музея археологического дерева в Свияжске - это результат реализации научного потенциала Республики Татарстан – здесь представлена в исследованиях работа АН РТ, КФУ, на базе которых проводились необходимые исследования, а также выработка методических подходов и создания концептуальных научных решений по созданию экспозиции.
Музей археологического дерева в Свияжске является первым в России и третьим в мире, и каждый из них занимает свое место и соответствует уровню развития науки той или иной эпохи, считает спикер. Если Фрегат «Ваза» в Швеции - это 60-е годы прошлого столетия, археологический музей «Берестье» в Беларуси – это конец 80-х, то Свияжск – это современный подход. В своем технологическом и экспозиционном решении в Свияжске использованы и современные археологические технологии и средства показа, связанные с информационными технологиями. Так, уникальным является анимированное панно протяженностью 21 метр, конструирующее Свияжск по писцовой книге 1565-1568 года, оживляющее представленный археологический материал. На основании записей была проведена большая научная работа по созданию модели Свияжска, на основе чего художниками был создан образ, и в последующем он был анимирован. На этом панно показана жизнь города в том пространстве, в котором он показан археологически. Иизображены порядка сорока разных сюжетов: показаны основные ремесла, своеобразие хозяйственной жизни, а также повседневной жизни, связанной не только с производством или рыболовством, но и делами личными: показана свадьба, игры детей.
«В Свияжском музее использованы вещи, которые делают его своеобразным, специфичным и с этой точки зрения, я считаю, что он не уступает и в каких-то моментах может быть даже обходит те музеи, которые были реализованы и в Швеции и в Белоруссии. С одной стороны открытие музея в рамках форума - это большая честь, а с другой - это и большая ответственность, ведь в форуме участвуют люди, являющиеся профессионалами в этой области и знающие все тонкости, нюансы и проблемы, связанные с сохранением подобных объектов.
Надеюсь он будет оценен достойно в соответствии со сделанным вкладом и полученным результатом, учитывая то, что на сегодняшний день деревянная архитектура, которая является основой в городской культуре России, практически нигде не представлена. Своеобразие нашего региона, начиная с ранних периодов средневековья, было связано именно с деревом. У нас нет большого количества каменных зданий, они были климатически неудобны, у нас было более теплоемкое дерево. И эта часть нашей культуры оказывалась не представлена. Сейчас же в этом музее мы сможем увидеть яркую малоизвестную историю зодчества, городской архитектуры нашей страны, малоизвестную не только для нас, а в целом в мире. Тем более она носит также межкультурный характер. Архитектурное строительство, исследования специалистов-реставраторов показывали, что рубка тех деревьев и срубов, которая здесь проводилась, была связана с технологией, которая не характерна для центральной России. Это какой-то свой способ обработки дерева, это слияние различных культурных традиций. Музей иллюстрирует яркую культуру, ее многообразие, чем и богат и Татарстан, и Россия. Теперь мы получаем возможность достойно представить это мировой общественности», - резюмировал спикер.