16 октября в Институте психологии и образования Казанского федерального университета открылась международная научно-практическая конференция «Exploring gross-boarder collaborations in higher education institutions: teaching and learning» ("Исследование международного сотрудничества в практике преподавания и обучения в системе высшего образования").
Ведущие российские и зарубежные специалисты и эксперты по проблемам предметной подготовки и повышения квалификации педагогов высшего образования, редакторы и эксперты российских и зарубежных рецензируемых журналов из университетов Германии, Великобритании, Португалии, Италии, Китая и России приехали в эти дни в Казанский университет, чтобы принять участие в работе конференции.
На церемонии открытия, прошедшей в Институте психологии и образования, присутствовали первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Андрей Поминов, первый проректор КФУ Рияз Минзарипов, директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин, депутат Государственного Совета РТ пятого созыва, директор Дома дружбы народов РТ Ирек Шарипов, директор Института педагогики, психологии и социальных проблем Вадим Козлов, педагогические работники и представители администрации образовательных учреждений высшего образования, а также сотрудники научных и других учреждений, связанных с теоретическим и практическим изучением данной проблемы.
Обращаясь с приветствием к собравшимся, первый проректор КФУ Рияз Минзарипов напомнил, что стратегической целью Казанского университета является рост авторитета и упрочение академической репутации в области исследований и разработок, достижение высокого международного уровня образовательных программ и глобального лидерства в ряде приоритетных научных направлений для вхождения в Топ-100 ведущих университетов мира:
"Одной из основных задач КФУ является развитие стратегического партнерства и сетевого взаимодействия с ведущими зарубежными организациями в области науки, образования и инноваций. Сегодня среди вузов-партнеров КФУ - зарубежные университеты, входящие в топ-300 рейтингов Times Higher Education и QS. Многие сотрудники КФУ являются членами международных организаций, академических ассоциаций и союзов, таких как МАГАТЭ, ЮНЕСКО, Международный союз охраны природы, Европейский координационный комитет по искусственному интеллекту и др. Растет и количество иностранных студентов и аспирантов".
По мнению проректора, росту числа иностранных студентов в КФУ способствует формирование в университете эффективной системы привлечения иностранных студентов, включающей комплекс мероприятий и структурно-организационных решений, направленных, в том числе, на создание комфортной среды их пребывания в университете.
Приезжают в Казанский университет и иностранные специалисты: для чтения лекций, разработки совместных образовательных программ, проведения научных исследований, руководства выполнением проектов, в том числе студенческих, участия в научных мероприятиях.
"Хочу отметить, что сотрудники КФУ участвовали в реализации 79 крупных международных научных и научно-образовательных проектов совместно с зарубежными партнерами", - подчеркнул проректор Р.Минзарипов.
Завершая выступление, Р.Минзарипов отметил, что ключевым фактором международного сотрудничества Казанского федерального университета является развитие академической мобильности сотрудников и студентов.
Продолжил церемонию открытия первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Андрей Поминов:
"Татарстан считается одним из ведущих научно-исследовательских центров России. В республике ведутся фундаментальные и прикладные исследования по передовым направлениям науки. Всего в Татарстане функционируют 28 высших учебных заведений, в которых обучаются более 150 тысяч студентов. Из них порядка 9 тысяч - это иностранные учащиеся из более чем 100 стран мира. Обмен учащимися и межвузовское сотрудничество – один из приоритетов нашей работы,
Двадцать первый век - век науки и инноваций. Успешное будущее каждой страны зависит от наличия мощного научно-образовательного кластера. Потому поддержка университетов - ключевая задача руководства государства", - отметил замминистра.
Профессор Николас Вайс (Nicolas Wise, Ливерпуль) обратил внимание на то, что международный куррикулум сотрудничества должен включать механизм, включающий реакцию на научные идеи, коллаборацию международного поиска и, как следствие, прогресс в развитии науки и практики. Поэтому важными механизмами такого куррикулума должны стать визуализация и интерактивация. На это должны быть направлены усилия международных ассоциаций педагогов-исследователей.
Организатор конференции, ведущий научный сотрудник Института педагогики, психологии и социальных проблем Татьяна Трегубова подробно рассказала о конференции:
"Международная научно-практическая конференция проводится при поддержке агентства ЕК по вопросам образования, аудиовизуальных услуг и культуры, Министерства науки и высшего образования РФ, Программы "Эразмус+" КФУ и Институтом педагогики, психологии и социальных проблем".
Среди основных направлений работы конференции Татьяна Моисеевна выделила вопросы обмена педагогическим опытом между университетами разных стран, методологическую профессиональную подготовку и переподготовку преподавателей системы высшего образования в поликультурном образовательном пространстве, обсуждение программ профессиональной подготовки и переподготовки педагогов системы высшего образования, создания международных и внутригосударственных «центров передового научно-педагогического опыта» в соответствии с образовательными инициативами Европейского Союза.
О необходимости подготовки преподавателей к разработке и составлению учебных планов и программ с учетом инновационного развития системы высшего образования, а также моделировании личности и повышение уровня психологической культуры преподавателя вуза с учетом требований регионального и глобального рынка труда говорила и координатор проекта с российской стороны, советник проректора по международным связям Уральского государственного экономического университета Елена Гуселетова:
"Идея создания международного сетевого корпоративного проекта «Совершенствование практики преподавания в вузах России и Китая» на основе лучших европейских образовательных практик» (ENTEP) возникла два года назад. Проект, направленный на повышение квалификации преподавателей высшей школы, очень нужный и значимый для России, получил поддержку и от программы "Эразмус+", и от министерства образования России.
В проекте участвуют пять европейских вузов, три китайских и четыре российских: Уральский государственный экономический университет, Пензенский государственный университет, Институт мировых цивилизаций (Москва), Институт педагогики, психологии и социальных проблем (Казань)".
Выявление сущности, проблем, направлений, условий и форм международного сотрудничества в практике преподавания и обучения в системе высшего образования в странах Евросоюза, России и Китая, анализ и обобщение теоретических и практических, традиционных и инновационных подходов к совершенствованию процессов преподавания, обучения и воспитания в условиях международной образовательной интеграции, обмен образовательными технологиями, материалами, опытом работы с целью создания общей «платформы» – вот основные цели реализации проекта.
По словам Е.Гуселетовой, появляются первые результаты работа проекта:
"За год реализации проекта были проведены курсы повышения квалификации для людей, которые в дальнейшем будут разрабатывать образовательные дисциплины, создавать программы повышения квалификации, участвовать в создании центров повышения квалификации в каждом вузе, разрабатывать техническое и методологическое оснащение.
В планах создать и запустить два методологических материала: дидактический справочник, куда мы постараемся включить основные педагогические подходы и направления последних лет, с тем чтобы преподаватели могли выбрать ту образовательную стратегию, которая им больше подходит для преподавания своего предмета, и второе - это руководство по разработке и написанию новых образовательных программ и учебных планов.
Дело в том, что у наших европейских партнеров приняты определенные шаблоны. Мы решили тоже унифицировать работу: взять за основу разработки, сделанные английскими коллегами, дополнить их нашими потребностями и создать свой собственный образовательный продукт, который будет использован всеми преподавателями, заинтересованными в совершенствовании своего педагогического мастерства и преподавания на новом уровне".
Открытая в Казанском университете конференция – первая среди запланированных трех. Заключительная, на которой будут подведены итоги реализации проекта, состоится в Екатеринбурге в 2020 году. А пока мы готовы к сотрудничеству.