Экспериментальный запуск магистратуры нового образца по подготовке учителей дал свои первые результаты. Об итогах своей работы в течение первого семестра в рамках защиты курса педагогической практики рассказали магистранты «нового образца» – будущие учителя физики, информатики, биологии и др.
Отличие этого набора в том, что помимо педагогических навыков здесь очень активно выражен и психологический аспект преподавания – знание психотипов, умение правильно подавать материал, работать с ним и многое другое. Также в процессе обучения идёт непрерывная педагогическая практика. Ей уделяется очень много учебного времени, и магистранты, проходя практику в школах и лицеях Казани, в том числе в IT-лицее и Лицее им. Лобачевского КФУ, осваивают то, что им в разных формах дают преподаватели Института психологии и образования.
Как рассказал нам директор института, профессор Айдар Калимуллин, обучение в рамках проектов направления САЕ «Учитель XXI века» проходит по специально разработанным образовательным программам. Их созданием занимаются одни из самых лучших педагогов и психологов не только КФУ, но и многих зарубежных вузов, в сотрудничестве с которыми и идёт непрерывная научно-исследовательская работа.
Кстати, на первом и втором этапах программы Модернизации педагогического образования в Российской Федерации наш университет реализовал 12 % исследовательских работ. Поэтому Айдар Калимуллин убежден, что мы не должны оставаться в стороне от передового международного опыта. В свою очередь, и к нашим новациям тоже есть значительный интерес со стороны зарубежных партнёров. Неслучайно, что в Международном форуме по педагогическому образованию, проведенном в 2016 году в КФУ, приняли участие представители 22 стран. В этом году заявки уже подали участники из более чем 30 стран мира.
Особенно активно международное сотрудничество развивается по проекту мультикультурной подготовки учителя. Этой темой Институт психологии и образования КФУ также занимается по направлению САЕ «Учитель XXI века». В частности, достаточно тесно учёные института работают с одним из научных центров Технического университета Дрездена. В этом году к проекту подключатся турецкие коллеги из университетов Баликесира, Адыямана и Анталии.
В октябре 2016 года между Центром образования учителей в области школьного и профессионального образования Технического университета Дрездена и Институтом психологии и образования КФУ был подписан меморандум о сотрудничестве.
Надо отметить, что в проекте мультикультурной подготовки учителя принимает непосредственное участие учёный с мировым именем из США - Дина Бирман, исследователь в области мультикультурного образования, профессор отделения исследований в области образования и психологии Высшей школы образования Университета Майами США.
Интересы и опыт Дины Бирман сосредоточены на процессах аккультурации и адаптации иммигрантов и беженцев, а также вопросах улучшения их психического здоровья и благополучия. Она провела исследования и опубликовала десятки работ по аккультурации и адаптации подростков, взрослых и пожилых беженцев, в том числе из стран бывшего Советского Союза, Центральной Америки, Сомали и Вьетнама. Исследования Дины Бирман, проведенные в штатах Мэриленд, Нью-Джерси, а также городе Чикаго, легли в основу ее публикаций о психологической адаптации подростков-беженцев в школе, роли родителей, различиях в аккультурации между подростками и их родителями, а также об эффективности взаимодействия сообщества и школы.
Как социальный психолог, она исследует эти темы с экологической точки зрения, изучая взаимовлияние на адаптацию характеристик школ и принимающих общин. Она получила финансирование для этой работы от Национального института психического здоровья (NIMH), Фонда Роберта Вуда Джонсона и наркологических и психиатрических служб (SAMHSA), через Национальную сеть детского и юношеского психологического травматизма (NCTSN). Дина Бирман является членом Американской психологической ассоциации и Международной Академии межкультурных исследований (IAIR). Также она - редактор журнала International Journal of Intercultural Relations («Международный журнал межкультурных отношений»), входящего в список журналов, индексируемых БД SCOPUS.
«Мне очень интересна та тематика, которая разрабатывается сейчас учёными Института психологии и образования КФУ. Проблема мигрантов и их адаптации в мире находится на одном из первых мест, уступая, может быть, только терроризму и кризису мировой экономики.
Ведь, помимо различных социальных проблем адаптации в новой стране, есть ещё и психологические с этим связанные проблемы. И всё это в совокупности приводит к возникновению сложностей во взаимоотношениях между принимающей стороной и самими мигрантами. Но проблема не только в этом – для успешного «встраивания» в новую культуру с минимальными для себя потерями в первую очередь необходимо знание языка принимающей страны, определение и возможное изменение своей этноидентичности, изменение своего «поведения» в соответствии с особенностями принимающей страны.
Ведь хотим мы того или нет, но наше поведение и привычки меняются при длительном пребывании в другой стране. Пусть пара недель в статусе туриста никаких изменений вам не даст, но вот за пять лет обучения в иностранном вузе, вы, скорее всего, на выходе будете «немного иностранцем» для своих соотечественников», – говорит Дина Бирман о тематике своих исследований.
Также она рассказала, что очень важную роль в системе адаптации мигрантов, как зрелых мужчин и женщин, так и детей, подростков и пожилых людей, играют социальные, образовательные учреждения, система социально-психологической поддержки мигрантов.
Дина Бирман также подчеркнула, что аккультурация для взрослых и детей-мигрантов будет отличаться. Заметно различаются процессы инкультурации (освоения культурных норм и принципов своей страны) и аккультурации (принятия культурных и социальных норм новой культурной среды).
У детей-мигрантов аккультурация и инкультурация могут идти параллельно и даже сливаться в единый процесс. В этом случае эти процессы происходят быстрее и проще. Потому-то очень важную роль здесь играет школа. Но если нет выстроенной адекватной системы работы учителя с такими учениками, которые, безусловно, по уровню знания языка и скорости работы в классе будут выделяться на фоне детей-носителей языка, то процессы адаптации и социализации детей-мигрантов будут затруднены.
Для того чтобы решить эту задачу, необходим международный психолого-педагогический опыт многих учёных и большое количество исследований в сфере образования разных стран, поскольку эта проблема носит международный характер. Такие интенсивные миграционные процессы в Европе являются отличительной чертой только последнего времени, и в мировой педагогической практике ещё не выработалась слаженная система подготовки учителей к работе с классами, где учатся дети-иностранцы, плохо говорящие на языке принимающей страны. По мнению специалистов,
во многом успешность этой работы определяет личная и эмоциональная включённость в образовательный процесс в классе. Иногда социальные установки, имеющиеся у самого учителя, могут препятствовать его успешной работе с такими детьми.
Разработкой именно таких образовательных программ для учителей в мультикультурной и полиэтничной среде и занимаются сейчас, под научным руководством Дины Бирман, учёные Института психологии и образования КФУ.
Программа подготовки учителя, разработанная учёными Института психологии и образования КФУ, поможет научить учителей при помощи новых педагогических и психологический приёмов правильно и корректно работать в классах, где учатся дети разных национальностей, при этом полностью контролировать ситуацию. Иными словами, разработанная в ИПО КФУ программа позволит, в итоге, полноценно ввести в общество и в образовательный процесс детей-мигрантов с минимальными для них потерями, повысить профессиональную компетентность учителей.
Важно, что эта программа поддержана Министерством образования и науки Республики Татарстана, где, на наш взгляд, существует объективное понимание перспективности этой работы. Хотя надо отметить, что для нашей республики эта проблема не стоит так остро, как в некоторых крупных городах России.
Доцент Института психологии и образования Резеда Хайрутдинова подчеркнула, что в числе прочих задач «программа предполагает использование внешних (педагогических) и внутренних (психологических) способов трансформации негативных социальных установок будущих учителей в процессе их обучения профессии». Под педагогическими способами коррекции, уточнила исследователь, понимается, во-первых, то, что в процессе обучения студенты будут планомерно и целенаправленно знакомиться с различного рода информацией по направлению «Мультикультурализм»; во-вторых, они будут обучаться по специальной программе мультикультурной подготовки учителя.
К психологическим же способам относится, в первую очередь, формирование у студентов позитивного эмоционального отношения к своим ученикам и их особенностям, учебному процессу в целом и т.д. Судя по полученной от российских и иностранных разработчиков этой программы данным, итоговым результатом должно явиться не только профессиональное, но и личностное развитие и становление учителя - и это ещё один из результатов работы проекта САЕ «Учитель XXI века». Однако работа на этом явно не заканчивается.