Конечно, лучший подарок для ребенка – это игрушка. На полках и обычных и специализированных магазинов игрушек множество – на любой вкус и кошелек, как отечественных, так и импортных. К сожалению, последние часто вызывают удивление, а то и страх даже у взрослых. И понятна обеспокоенность родителей тем, что монстры и чудовища уже не редкие гости.
Психологи утверждают, что игрушка — это квинтэссенция того культурного пространства, в котором живет и воспитывается ребенок. Поэтому вызывает настороженность тот факт, что прилавки детских магазинов заполнены игрушками-монстрами.
Возможно, среди читателей есть люди, незнакомые с этими игрушками. Это серия кукол, вначале состоящая из шести персонажей: оборотня, школьной красавицы-египтянки, ее бойфренда, человека-амфибии, вампирши и дочери Франкенштейна. Все они обладают мрачной, холодной красотой, у них клыки, как у вампиров и оборотней. Вместе с куклами продаются аксессуары и домашние питомцы, только это не розовые сумочки и маленькие пушистые собачки, а гробики и различные мутанты-уродцы.
В минобрнауки РФ отказались дать какую-либо оценку этой серии игрушек, сославшись на то, что «экспертиза степени влияния учебно-игрового оборудования на развитие личности ребенка на различных возрастных этапах должна проходить с участием экспертного сообщества, которое и даст ему соответствующую оценку».
Мы обратились к нашим экспертам и задали им вопрос: покупая подобные куклы, не дарим ли мы детям маленького демона?
Старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ Альмира Гарифуллина отметила, что игрушки закладывают в душу ребенка модель поведения.
"Кукла во все времена была моделью поведения для ребенка, – рассказывает Альмира Маратовна. – И поскольку у ребенка преобладает наглядно-образное мышление, кукла занимает мощную позицию в детском воображении: это друг, советчик, утешитель и наставник. На куклу переносятся детские переживания и страхи. С куклами играют, дарят им свою любовь и во многом хотят быть похожими на свою куклу. Через игрушку прививаются те или иные нормы. Она вызывает различные чувства: нежность, доброту, заботу, агрессию, злость, раздражение… А вот какие чувства может пробудить кукла в гробу?"
По словам Альмиры Гарифуллиной, одни ученые утверждают, что куклы-монстры не вредят ребенку, так как дети понимают, что это всего лишь игра. Другие ученые говорят, что кукла имеет негативное влияние на ребенка.
"Монстры вторглись в жизнь наших детей. Ведьмы, вампиры и монстры не могут дать ребенку представление о нормальном человеческом мире. Но, к сожалению, все ненормальные герои – Леди Баг, Супермэн, Человек-паук – яркие образы и привлекают внимание ребенка вымышленными, нечеловеческими способностями. Один пятилетний ребенок, с которым я работала, ответил мне, почему он хочет быть похожим на Инспектора Гаджета: "Если я буду таким, как он, то, не вставая с кровати, смогу доставать любые вещи".
Психолог советует обратить внимание на то, как дети смотрят мультики.
"Иногда создается впечатление, что здесь сидит только оболочка, а сам ребенок по ту сторону экрана. Наших детей обрабатывают при помощи телевизора для того, чтобы завтра, увидев в магазине игрушек жуткое страшилище, они устроили родителям настоящую истерику и потребовали купить "вон того монстра".
Заметьте, у многих героев мультиков нового поколения отсутствует душевность, скромность и целомудрие. Они демонстрируют раскованность, подчас жестокость. Уже доказано, что 20 минут просмотра продукции западной мультиндустрии способны сподвигнуть ребенка на агрессию, причем непреднамеренную. Ребенок видит жестокость – и пытается воплотить ее в своей жизни.
Так что я все же придерживаюсь мнения, что научить детей чему-то хорошему и полезному новоявленные фантастические чудовища вряд ли способны.
А вот выпускница Казанского университета, ныне живущая в Израиле и работающая психотерапевтом Наталья Пресс полагает, что такие куклы очень терапевтичны и могут оказывать благотворительный эффект на психику ребенка:
"Так как я работаю с детьми при помощи драмотерапии, то мне приходится очень много использовать кукол, изображающих людей и животных. Когда у детей все куклы розовые, красивые, в виде Барби, Кена, то ребенок получает посыл, что все должно быть хорошо, все должно быть «розово» и эстетично. И дети скрывают все плохое, что у них есть: страхи, переживания, мысли.
Что мы имеем в итоге? Во-первых, все это суперэстетичное и нереально красивое снижает самооценку ребенка: он прекрасно видит свое несовершенство рядом с такими игрушками. А во-вторых, эти куклы учат тому, что никаким образом не надо показывать и не выказывать всего, что выбивается из общей идеальной картины. Такие куклы учат, на мой взгляд, притворяться и соответствовать идеалам, не существующим в действительности.
Внутри каждого ребенка, как и взрослого, сидят какие-то негативные мысли. Например, у ребенка может быть мысль, что ему хочется иногда взять молоток и треснуть по голове младшую сестру. Но окружение учит его, что это не идеально, что это не соответствует той действительности, которую преподносит ему Барби. И ребенок начинает себя не любить за эти мысли, корить, стыдиться их и пытается их куда-то спрятать. Но дело в том, что их никуда не спрячешь. А если долго прятать, то возникают неврозы и психосоматические расстройства.
А всего-то и надо показать ребенку, что подобные мысли имеют право на существование, они могут быть обработаны, взяты под контроль и выкинуты из головы Очень часто, когда работаю со страхом у детей, я прошу их нарисовать свой страх, поговорить с ним. Когда ребенок видит со стороны свое негативное чувство или эмоцию, когда он может нарисовать это, проиграть это, он учится это контролировать.
И вот кукла-монстр дает возможность заглянуть в глаза своему страху, увидеть, что есть и несовершенные создания. И таким образом эти неэстетичные куклы в опытных руках воспитателей, психотерапевтов, драмотерапевтов, психологов могут помочь ребенку построить отношения со своим не всегда идеальным внутренним миром.
Мы, взрослые, видим, что это жуткие монстры, что-то некрасивое и неэстетичное. Но разве дети видят то же самое? У них другая призма. В таких куклах они видят волшебников. А кто сказал, что нужно быть только хорошим волшебником?"
Несмотря на разную оценку значимости этих игрушек, наши эксперты сошлись в одном: только родители могут объяснить ребенку, что хорошо, а что нет.
"Подумайте, каким вы хотите видеть вашего ребенка и исходя из этого покупайте игрушки", – резюмировали психологи.