Организаторами конкурса, прошедшего в рамках Международного форума восточных языков и культур, выступили Ассоциация преподавателей китайского языка Приволжского федерального округа, Институт международных отношений КФУ и Институт Конфуция КФУ.
Согласно задумке организаторов, конкурс должен способствовать совершенствованию системы подготовки молодых педагогических кадров для обеспечения Российской Федерации высококвалифицированными молодыми специалистами со знанием китайского языка. Результативность такого подхода к работе с начинающими преподавателями можно было увидеть в эти дни воочию: пожелав участвовать в конкурсе, для прохождения в очный этап педагоги должны были найти поистине уникальные идеи в области методики преподавания. А, следовательно, старт развитию инициативности и формированию серьезного подхода к своей работе был дан еще заочно, когда преподаватели должны были представить на суд жюри видеозапись своего урока в привычной аудитории.
Очный же этап конкурса состоял из двух частей: показательное занятие и модерирование дискуссии на заданную тему, участниками которой могут быть школьники, студенты, другие конкурсанты и члены жюри, и мотивирующая лекция в стиле TED о том, почему участнику нравится преподавать, какие цели он ставит перед собой, почему решил стать преподавателем китайского языка.
Участниками очного этапа в этот раз стали восемь человек, представляющих МГУ, РУДН, УрФУ, КФУ, ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства» (Москва), СОЧШ «Наследник» (Москва). В жюри вошли представители Хунаньского педагогического университета, Высших курсов иностранных языков МИД РФ, Московского государственного лингвистического университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Узбекско-китайского Института Конфуция при Ташкентском государственном институте востоковедения.
В первой части конкурса критериями оценки было соответствие цели занятия общим целям образовательного процесса, решение развивающих задач, методическая компетентность, коммуникативная компетентность, результативность, личностные качества, умение вовлечь учащихся в образовательный процесс, включить каждого учащегося в обсуждение.
Во второй части конкурса участник должен был продемонстрировать, как он оценивает свое собственное выступление в первой части конкурса с точки зрения достижения поставленных результатов, воспитательной ценности, развития индивидуальности обучающихся, их творческих способностей, технологических приемов и методов, включенности всех учеников без исключения в занятие. Кроме того, здесь было необходимо представить свою точку зрения на такие вопросы как миссия педагога и пути ее реализации, а также рассказать о своем видении перспектив развития преподавания китайского языка в России и мире. А жюри оценивало наличие или отсутствие в речи каждого из перечисленных пунктов.
«В первой части очного этапа члены жюри особо отметили выступление трех участников. Так, Лейсан Мирзиева, представляющая КФУ, за 20 минут, отведенных на открытый урок, успела затронуть все аспекты преподавания китайского языка – аудирование, говорение, письмо. Кроме того, она успешно связала классический китайский язык с его современным вариантом, найдя способ вовлечь в занятие всех «студентов». В свою очередь, Татьяна Урывская, являющаяся сотрудником московского Центра педагогического мастерства, привлекла внимание судей, интерактивной формой урока, посвященного числам в китайском языке. Информацию до «учащихся» она доносила через обучение подсчету скидок, - рассказала заведующая кафедрой алтаистики и китаеведения КФУ Альфия Аликберова. – А в особенности интересным и познавательным стало занятие, проведенное преподавателем УрФУ Павлом Бызовым, который разработал свою методику обучения правильному произношению тонов китайского языка: он предложил применять для этого в обучении приложение «Spectrogram» - анализатор спектра звукового звучания, позволяющий с легкостью определить вверх ли идет тональность голоса, вниз или остается ровной».
В своей мотивационной речи многие участники конкурса отмечали, что сегодня нужен совершенно иной подход к образовательному процессу, нежели ранее. Связано это, как известно, с так называемым «клиповым мышлением» современной молодежи, когда для глубокого усвоения материала учащимся необходимы яркие образы, а также постоянные вызовы. Причем вызовы должны быть не надуманными, а напрямую связанными с реальной жизнью, обеспечивающие постоянный соревновательный дух у школьников или студентов В противном случае учащиеся теряют интерес и переводят свое внимание на другие дела.
При этом, по мнению Лейсан Мирзиевой, каждый преподаватель должен обладать своей изюминкой. Так, она в своей работе находит подход к каждому курсу. К примеру, работая со студентами выпускного курса, в занятиях она использует новостную повестку конкретного дня, беря во внимание самые актуальные новости. Используется и образное мышление – например, разбираются визаульные стихотворения.
Места и номинации между конкурсантами распределились следующим образом:
1-е место – Татьяна Урывская, ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства»
2-е место – Ульяна Курт, СОЧШ «Наследник» (Подольск).
3-е место – Дарья Жигульская, ВШП МГУ.
«Лучший креативный подход к преподаванию» - Лейсан Мирзиева, КФУ.
«Лучший академический подход к преподаванию» - Александр Игнатенко, РУДН.
«Лучший творческий подход к преподаванию» - Раиса Замилова, КФУ.
«Лучший инновационный проект в преподавании» - Павел Бызов, УрФУ.