ЧП в казанской гимназии № 7, когда неделю назад ученик вошел в кабинет русского языка, достал пневматический пистолет, нож и захватил в заложники одноклассников, взволновало всю страну.
Ситуацию обсуждают на всех уровнях. Министр просвещения РФ Ольга Васильева сказала, что воспитанию подрастающего поколения нужно уделять больше внимания. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил проверить безопасность школ.
Проблему незащищенности педагогов школ и воспитателей детсадов Татарстана от давления со стороны родителей, администрации учебных заведений и правоохранительных органов обозначила руководитель АНО «Общеобразовательная организация "Бала-Сити" Альбина Насырова. А Анна Кузнецова - детский омбудсмен страны - заявила, что тут налицо «нарушения в воспитательной программе учреждения».
Уполномоченному по правам ребенка в РТ дали задание разобраться в ситуации. А директор гимназии рассказала, что всю эту историю мальчик придумал, чтобы произвести впечатление на одноклассницу, в которую безответно влюблен.
Психологи Института психологии и образования КФУ попытались ответить на вопросы, в чем причины такого поведения подростка и на что в первую очередь стоит обратить внимание родителей и учителей.
Профессор кафедры общей психологии ИПО КФУ Лилия Фахрутдинова советует не торопиться навешивать ярлыки виновных:
"Я бы на вопрос, кто виноват, ответила, что, скорее всего, доля ответственности лежит и на родителях, и на школе, и на обществе, в котором стало возможным приходить в школу с оружием и нацеливать на живых людей, своих одноклассников, на своего учителя. Я считаю, что здесь кроются какие-то системные для общества характеристики. К примеру, героизация личностей, нарушающих закон, расстреливающих полицейских, людей. Дети обучаются такой форме поведения в компьютерных играх.
Если вы заметили признаки дезадаптации, жалобы учителей на поведение или ребенок стал часто непонятно когда и куда уходить, раньше приходить, возникли проблемы со сверстниками, учителями или дома, ребенок стал нервным, нелюдимым, замкнутым, часто плачет, сниженное или наоборот возбужденное состояние – налицо явные признаки, что нужно обратиться за помощью к психологу.
Если бы родители и учителя обратили внимание на серьезные изменения в поведении подростка в школьной или домашней среде (был веселый и общительный, а стал замкнутым, агрессивным и скрытным), то история не приняла бы столько драматичный оборот.
Данная проблема также связана с тем, что в самом обществе присутствует равнодушие друг к другу и отсутствует общественная ответственность.
На мой взгляд, должна формироваться гражданская ответственность как общества в целом, так и каждого из нас. Вспомните детство: раньше, когда мальчик обижал девочку, любой взрослый, проходящий мимо, говорил: мужчине нехорошо обижать девочку, извинись, помоги ей. Не только школа, не только родители, а все общество воспитывало.
Мне бы хотелось, чтобы люди поняли, что только от нас сегодняшних зависит, в каком мы будем жить обществе завтра: там, где расстреливают, где ходят с оружием в школу, или там, где люди помогают друг другу, где царит мораль и нравственность, где доброта и человечность являются важными составляющими нашей жизни".
Доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ Анатолий Нехорошков привел статистические данные.
"По данным PISA (Programme for International Student Assessment – международное исследование, которое проводится по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития), впереди планеты всей по части прогулов уроков и оскорбления учителей, вандализма отнюдь не Россия, а Швеция. Об этом пишет в своей книге чешский психиатр Эберхард "Дети у власти: чудовищные плоды либерального воспитания".
Либеральный тренд заключается в том, чтобы стать друзьями для своих детей. Да, действительно, родители должны быть друзьями, но при этом надо не забывать, что друг-то вы старший! А мы, уставшие от работы, позволяем детям сидеть до полночи с компьютером, смотреть телевизор. Мы готовы выполнять любые их прихоти, лишь бы они не создавали нам дополнительных проблем.
Этот парень такого возраста, когда хочется заявить о себе: "Я мужик, я сильный, я приду с пистолетом". Подобные стремления реализуются на Западе через бойскаутскую организацию, которая у нас в стране раньше называлась пионерией. Ведь бойскауты - те же пионеры только в синих галстуках и без политинформации. Уберите политинформацию, восстановите пионерскую организацию под названием бойскауты – и будут восполнены стремления к приключениям, романтизму у подростков.
Второй момент: в западных школах есть священник, который беседует с подростками на темы морали, что есть добро и зло, что хорошо и что плохо. Он не навязывает свою религию: такие беседы проводят священники разных конфессий. Вот вам морально-нравственное воспитание, которое отсутствует сегодня в наших школах.
И третий компонент, влияющий на психологическую среду, – это мощная фигура психолога в школе.
К сожалению, ситуация сейчас такова, что психологов в школах не хватает. А ведь количество детей, нуждающихся в помощи, катастрофично.
По данным Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им.В.М.Бехтерева, в регионах России от 2 до 40 процентов школьников подросткового возраста находятся в пограничном состоянии. То есть от 6 до 12 человек в классе из 30 человек - невротизированные, акцентуированные, аутистические дети, которые уже не здоровы, но еще не больны, и которым просто необходима помощь психолога. А в нынешних условиях, когда количество ставок психолога в школе или вовсе сокращено, или ставку занимает предметник, не владеющий в полном объеме той информацией, знаниями и навыками, которые мы даем в ИПО своим студентам-психологам, обучающимся у нас 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры, о какой помощи может идти речь?"
По мнению доцента, когда факторы совпадают: подростковый возраст, фактор экономических трудностей, ребенок находится в зоне пограничного здоровья, неблагополучная окружающая среда, в которую он попал, несчастная любовь, – тогда мы и получаем такой случай.
Подобное поведение — результат особенностей психики и условия конфликта с классом, который хронически долго не разрешался и накапливался, считает и доцент кафедры дошкольного и начального образования ИПО КФУ Рамиль Гарифуллин.
"Для современных школьников типично иметь повышенную тревожность, в силу того, что они страдают разными аддикциями (зависимостями), у них низкая воля на преодоление социальных проблем, они предпочитают проводить больше времени в виртуальном пространстве.
Класс — это не просто тусовка для учебного процесса. В нем должны быть созданы условия для диалога между учениками. Педагог должен видеть, помогают ли ученики друг другу, сопереживают ли. Причем не формально и для галочки, а именно - чтобы у них было желание прийти в класс, получить радость от общения и самовыражения в этой группе.
Современное общество попало в ситуацию стагнации, при этом извращаются многие ценности, в том числе образования и труда. Подчас в школах и других учебных заведениях учатся только ради оценок и дипломов, а не ради большой цели — развития и получения профессии.
К тому же школьников подводят и сами взрослые, которые очень противоречивы и не могут быть основанием для примера. В этой ситуации дети не знают, на что опираться и рассчитывать. Отсюда возникает безысходность — кому верить? Ученики рассуждают так: "Если взрослые дяди и тети сами в тупике, чего они требуют от нас?“
Поэтому каждый родитель должен себя спросить: "А обратится ли мой ребенок ко мне за помощью? Насколько он мне доверяет, чтоб рассказать о своей беде?"
Родитель должен дружить со своим ребенком и знать, что тот чувствует. Ценны те отношения, когда ребенок с удовольствием делится своими переживаниями. Вот над этим и надо работать.