По названиям секций материалов научной программы Форума логично сделать вывод, что мировое педагогическое сообщество на современном этапе избирает исследовательски-ориентированное педагогическое образование.
Журналисты пресс-центра Института психологии и образования КФУ пообщались с участниками Международного форума по педагогическому образованию, которые рассказали о своих исследованиях.
Доцент Чувашского государственного педагогического университет им. И.Я.Яковлева Неонила Иванова:
"Проблемой подготовки профессиональных кадров дошкольного образования в условиях двуязычия я занимаюсь многие годы. Сейчас складывается неоднозначная ситуация с изучением, сохранением и возрождением родных языков, чему бы способствовала правильно организованная билингвальная система.
Многолетние традиции изучения родного языка и литературы дошкольных образовательных учреждений представляют собой важнейший потенциал системы подготовки кадров для билингвального дошкольного образования. В этой системе существует целый ряд нерешенных проблем: проблема мотивационного, содержательного, методического характера, а также кадровые проблемы.
Противоречие между развитием активной билингвальной личности ребенка и недостаточность подготовки кадров обозначили основную проблему нашего исследования, главной целью которого стала разработка научно-теоретических и организационных основ формирования у будущих педагогов профессиональных компетенций билингвального развития детей в условиях многоязычия.
Для решения поставленных задач мы в своей работе использовали комплекс взаимодополняющих методов исследования, нормативно-правовую литературу, эмпирические методы (опросы, анкетирование и т.д.). Результаты исследования мы представили в своем выступлении на тему «Развитие профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного образования для двуязычного образования детей».
Доцент Северо-Восточного федерального университета им.М.К.Аммосова Оксана Иванова:
"Нами был проведено анкетирование среди студентов Института зарубежной филологии и регионоведения и филологического факультета. Студенты ответили на вопросы: каким вы видите современного учителя и какими компетенциями должен обладать современный учитель. Эти эмпирические данные легли в основу нашего исследования "Модель учителя нового типа в Республике Саха (Якутия)".
Развитие интеллектуально-творческих способностей будущего педагога в поликультурном образовательном пространстве представила Н.Волынкина:
"Мое исследование - о развитии интеллектуально-творческих способностей педагогов, в том числе молодого будущего педагога в рамках поликультурного образования. Это тема очень актуальная и пересекается со многими исследованиями в области педагогического образования, потому что педагог, прежде всего, - творец.
Педагогика, на мой взгляд, - это не наука, а искусство. А искусство без творчества невозможно. Поэтому наших молодых педагогов надо учить быть творческими, актерами, способными зажечь искорку интеллектуально-творческого потенциала в в своих учениках. Мне кажется, это одна из основных проблем, которая должна культивироваться, должна исследоваться и, конечно, практически применяться в образовательном учреждении на всех уровнях, начиная с детского сада, в школах и, конечно же, в высших учебных заведениях.
Профессор, профессор РАО, замдиректора Новокузнецкого института Кемеровского государственного университета Ольга Елькина:
"Разработка темы «Личностно-ориентированная подготовка будущего педагога начального общего образования к самореализации в профессиональной деятельности» велась преподавателями нескольких кафедр: педагогики, психологии, методики преподавания дисциплин в начальной школе.
Не секрет, что учителя начальных классов - люди всегда творческие, инициативные. Они любят танцы, рисование и т.д. И, учитывая их интересы, надо сделать так, чтобы молодой учитель смог реализовать себя в профессиональной деятельности.
Для этого учеными КемГУ была разработана педагогическая модель, по которой наши студенты проходили педподготовку, связанную с тем, как они будут реализовывать себя.
Например, в любой педагогической практике есть обязательные задания. Мы к этим заданиями сформировали пакет, банк индивидуальных заданий, которые студенты выбирают. На одной из практик нужно было обязательно взять два задания и, соответственно, исходя из своих индивидуальных потребностей, интересов и своего уровня развития. Эти задания связаны с каким-то творчеством. Далее, когда мы анализировали, какие задания студенты выбирали, то они были связаны с тем, чем студенты интересуются в жизни.
По этой системе процент студентов, которые работают в школе и не уходят из нее, в первые три года возрос от 67 до 80 процентов. То есть, по сути, человеку стало интересно работать по своему профилю.
Завлабораторией воспитания, дополнительного образования и профилактики асоциального поведения Института развития образования РТ Марат Шаехов взялся в своем выступлении ответить на вопрос: "Современный педагог — какой он?".
"В рамках нашего инновационного проекта «Учитель 2.0», реализуемого в Институте развития образования с Советом молодых педагогов Республики Татарстан, мы провели исследование, цель которого - выявить интересы, увлечения, запросы, методические затруднения у молодых педагогов в процессе работы.
В результате опроса 500 молодых педагогов получены определенные результаты (трудности, с которыми сталкивается молодой учитель в методике, мотивации, управлении классом), которые я и представил в своем выступлении на секции.
Напомним, на V Международный форум по педагогическому образованию приехали представители университетов Оксфорда, Дублина и других. Всего в форуме принимают участие представители 140 университетов России и 75 зарубежных университетов из более чем 30 стран. Форум проводится Институтом психологии и образования Казанского федерального университета.
Программа форума предполагает работу в рамках четырех научных конференций. Их темы включают рассмотрение всех аспектов работы учителя - от воспитания до цифровых технологий и интеграции образования в государственные программы развития различных стран. Современное общество все более становится зависимо от уникальных способностей людей, а технологии в этом разрезе принимают форму лишь оболочки и вспомогательного фактора. На эту тенденцию обратили внимание на самом высоком уровне.