Участие в профильном заседании в доме РИО, прошедшем 3 декабря, принял председатель Совета отделения Российского исторического общества в Казани, директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов.
Ключевой темой встречи, прошедшей под председательством Сергея Нарышкина, стали вопросы развития филиалов РИО, их приоритеты и потребности. Сегодня отделения общества открыты в 53 регионах России – от Калининграда до Владивостока.
«Деятельность отделений очень важна для формирования и укрепления единого культурного пространства страны», – подчеркнул в своем выступлении Сергей Нарышкин.- Большой вклад в эту работу вносит фонд «История Отечества». За последние годы при его поддержке реализовано более 70 проектов в разных субъектах федерации. Накануне стартовал новый конкурс проектов Фонда, который продлится до 20 января. На этот раз поддержка проекта со стороны регионального отделения имеет реальный вес и позволяет набрать дополнительные баллы при экспертизе того или иного проекта», – отметил председатель РИО.
Говоря о планах работы на 2020 год, С.Нарышкин отметил, что на региональные отделения ложится особая ответственность при освещении предстоящего исторического юбилея – 100-летия окончания Гражданской войны в Крыму и Сибири. Еще одна юбилейная дата, подготовка к которой уже активно ведется, – предстоящее в 2022 году 350-летие со дня рождения Петра Великого. План праздничных мероприятий формируется оргкомитетом под руководством Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева. Свои предложения по подготовке и проведению соответствующих тематических проектов могут представить и региональные отделения РИО, отметил С.Нарышкин.
Слово для представления видения плана мероприятий на 2020 год вначале было предоставлено председателю Совета отделения РИО в Казани, директору Института международных отношений КФУ Рамилю Хайрутдинову. Глубоко символично, заметил спикер, что встреча проводится в День Неизвестного солдата. Это особенно значимо, ведь деятельность региональных отделений направлена на то, чтобы историческая память жила, заметил спикер.
В своем обращении к председателю РИО С.Нарышкину, представителям совета организации, а также фонда «История Отечества», он, прежде всего, поблагодарил их за то, что мнение членов региональных отделений неизменно принимается во внимание.
«Совместными усилиями мы ведем большую и очень ответственную работу, - подчеркнул Хайрутдинов. – Формы реализуемых проектов и программ крайне разнообразны. Так, например, в этом году при вашей поддержке был дан старт проведению Громыковских чтений. Благодаря воплощению в жизнь этой инициативы в России появилась новая дискуссионная, аналитическая площадка, посвященная проблемам внешней политики, истории дипломатии и глобальной безопасности».
Напомним, форум, получивший название «I Чтения им А.А.Громыко», проходил на базе КФУ в течение шести дней – с 10 по 15 октября. На его площадке состоялись дискуссии в формате трех экспертных панелей. Первая из них была посвящена архитектуре полицентричного мира в разрезе России, США, Китая, Евросоюза, Латинской Америки, вторая – медиадипломатии и политической лингвистике в современных реалиях, а третья – международному праву перед лицом межконфессиональных, политических, дипломатических вызовов. Также в эти дни прошла международная экспертная сессия Ассоциации внешнеполитических исследований имени А.А.Громыко, приуроченная к 5-летию Евразийского экономического союза. В ходе нее состоялось подписание соглашения между КФУ и Ассоциацией, что и заложило основы для регулярного проведения форума и выведения его на уровень крупнейшей экспертной площадки федерального и мирового уровня по проблемам глобальной безопасности.
Особое внимание в рамках форума было уделено и образовательной составляющей. Так, в течение всех дней форума работала Школа молодых исследователей международных отношений, в рамках которой были проведены историко-аналитическая реконструкция международных событий эпохи А.А.Громыко, форсайт-сессия, посвященная будущему образования в сфере международных отношений, а также конкурс в области знания фактов из истории дипломатии. Также на площадке школы прошли открытые лекции, темами которых стали политические процессы в Латинской Америке и их глобальные и региональные проекции и глобальная и региональная безопасность.
К слову, как отметил Р.Хайрутдинов, образовательные процессы всегда во главе угла в деятельности отделения РИО в Казани. Эффективность реализации самых разных инициатив обеспечивается благодаря выстраиванию тесных контактов с институтами Российской Академии наук.
«Сегодня благодаря поддержке Института всеобщей истории РАН на базе Института международных отношений КФУ дан старт работе кафедры исторического и обществоведческого образования. А научный руководитель Института востоковедения РАН выступает научным руководителем кафедры изучения исламской цивилизации. Кроме того, готовится к запуску целый ряд новых программ во взаимодействии и Институтом восточных рукописей РАН и Кунсткамерой. Среди них – создание базовой кафедры антропологии и этнологии. Мы привлекаем видных специалистов для совершенствования учебных планов и формирования образовательных программ, которые соответствовали бы высокому уровню российской исторической науки», - пояснил Рамиль Хайрутдинов.
Все это, разумеется, дает свои результаты. Так, по самым разным оценкам, данным, в том числе, и представителями руководства и различных отделений РИО, уровень и масштаб происходящих изменений поражает и вдохновляет. Кроме того, благодаря проводимой работе историческое образование в Казанском федеральном университете становится все более привлекательным для абитуриентов – его выбирают выпускники-высокобалльники.
«В последние несколько лет по историческим специальностям, связанным, в том числе с востоковедением, международными отношениями, классической историей, педагогическим историческим образованием, Казанский университет показывает самые высокие результаты по России по баллам ЕГЭ. Вуз обеспечивает набор абитуриентов, которые впоследствии смогут применить свои знания в самых различных отраслях экономики, культуры, науки и в системе образования», - заметил председатель Совета отделения РИО в Казани.
Возвращаясь к разговору о научной составляющей деятельности отделения, стоит отметить, что сегодня наступает новый этап в их развитии – осуществляется переход от сугубо индивидуальной деятельности к реализации масштабных совместных проектов. И инициатором одного из них также стало отделение РИО в Казани. Речь идет о федеральном исследовательском проекте по отечественной истории «Засечные черты России». Главной целью проекта является создание условий для сохранения, эффективного использования и популяризации объектов культурного наследия, связанных с засечными чертами (линиями) на территории Российской Федерации. Среди его задач - комплексное изучение объектов культурного наследия, связанных с засечными чертами России, с целью учета и контроля их состояния, формирование единого государственного реестра объектов культурного наследия народов России, обеспечение сохранности объектов культурного наследия в исторической среде, а также популяризация историко-культурного наследия засечных черт Российской Федерации.
Согласно задумке инициаторов проекта, он должен поспособствовать увеличению числа объектов культурного наследия, зарегистрированных в установленном законодательством порядке едином государственном реестре памятников истории и культуры народов Российской Федерации, созданию условий для дальнейшего использования памятников истории и культуры как объектов социокультурной сферы, увеличению количества зон охраны объектов культурного наследия, приобщению жителей регионов, связанных с засечными чертами, и туристов к богатому историко-культурному наследию, что, в конечном счете, сформирует позитивное отношение к сохранению памятников истории и культуры.
«Сейчас мы работаем над созданием "дорожной карты" реализации инициативы. К работе по ее воплощению в жизнь будут привлечены историки, архивисты, археологи и специалисты иных исторических дисциплин со всей России», - заметил Р.Хайрутдинов.
Как известно, в Татарстане работе с историко-культурным наследием уже на протяжении десятилетий уделяется особое внимание. Ее результатом, в частности, стало включение в список ЮНЕСКО трех объектов, расположенных на территории региона: Казанского Кремля, Булгарского историко-археологического комплекса и Успенского собора острова-града Свияжск. А в эти дни в Казани проходит форум «Астрономия и мировое наследие», в ходе которого впервые предметно рассматривается вопрос о включении в список ЮНЕСКО комплекса обсерваторий Казанского университета. Проект по определению засечных черт России встанет в ряд с этими крупнейшими инициативами.
Еще одним предложением со стороны казанского отделения РИО стало рассмотрение опыта работы с учителями истории и обществознания в формате ежегодного проведения региональных съездов. В этом же году КФУ стал организатором проведения в Казани и форума «Актуальные вопросы российского гуманитарного образования», включившего в свою программу не только III Съезд учителей истории и обществознания РТ, но и выездное совещание Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания.
«Съезды учителей истории и обществознания Республики Татарстан собирают весь цвет исторической педагогики региона. В рамках дискуссий, методических семинаров на полях съездов вырабатываются общие позиции по самым сложным вопросам преподавания упомянутых дисциплин. Кроме того, съезды служат цели повышения квалификации педагогов, их профессионального уровня, что впоследствии оказывает влияние на улучшение качества подготовки в рамках школьной программы, а, следовательно, на результаты ЕГЭ», - обозначил Р.Хайрутдинов.
В завершение председатель Совета отделения РИО в Казани обратил внимание коллег на особую связующую роль, которую играет для отделений сайт Российского исторического общества.
«На сайте можно не только ознакомиться с информацией об итогах реализации проектов, но и принять участие в дискуссиях по наиболее актуальным проблемам истории. Также на нем представлено большое количество документов, имеющих отношение к самым различным периодам истории России и роли России в мировой истории. Знакомясь с доступными материалами, любой учитель, даже находящийся в далекой сельской глубинке, имеет возможность получить последние сведения об оценке тех или иных событий и поделиться этими знаниями со своими учениками», - резюмировал Хайрутдинов.