- 23 просмотра
21 сентября начинается долгожданный курс повышения квалификации «Татарская богословская мысль» для имамов, помощников имамов, преподавателей медресе и примечетских курсов, студентов РИУ, КФУ, молодых ученых, аспирантов и всех желающих. Курс будет проходить по четвергам вечером в Ресурсном центре по развитию исламского и исламоведческого образования ИМОИиВ КФУ с 18.00 до 21.00.
Лекции будут записываться с последующим размещением на ютуб-канале РЦ.
Преподаватели курса: Мухаметшин Р.М. – д.полит.н., ректор Болгарской исламской академии; Юзеев А.Н. – д.филос.н., проф. заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Российского государственного университета правосудия; Хабутдинов А.Ю. – д.и.н., профессор кафедры международных отношений ИМОИиВ КФУ; Сафиуллина-Аль Анси Р. Р. – к.ф.н., старший научный сотрудник Ресурсного Центра ИМОИиВ КФУ; Шангараев Р.Р. – декан теологического факультета РИИ; Ахунов А.М. – к.ф.н., доцент кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения ИМОИиВ КФУ; Шагавиев Д.А. – заведующий отделом исламоведения и общественной мысли Института истории им. Ш.Марджани АНТ, проректор Болгарской исламской академии; Адыгамов Р.К. – к.и.н., зав.кафедрой религиозных дисциплин КИУ, старший научный сотрудник ИИ АН РТ, преподаватель Болгарской исламской академии; Хайрутдинов А.Г. – к.ф.н., старший научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани АНТ; Зарипов И. – проректор исламского колледжа г.Москва.
По завершении курса будут выдаваться удостоверения установленного образца.
Онлайн регистрация на курс по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeyahZYiUcUILOXecmblTIuYlXkM-mVvCmSb413OqrVOkrJkA/viewform?c=0&w=1
Заслуживает отдельного внимания, что сокращенный вариант этого курса будет проходить по мечетям Казани и в районах республики для мусульманского актива. По районам республики курсы пройдут в Буинском медресе, Центральной мечети г. Елабуга, Центральной мечети г. Чистополь, Кукморском медресе.
График проведения курса в мечетях Казани:
13.09.2017 г. – мечеть «Нурислам»
18.09.2017 г. – мечеть «Салихжан»
21.09.2017 г. – мечеть «Динислам»
2.10.2017 г. – мечеть «Ризван»
4.10.2017 г. – мечеть «Хузейфа»
9.10.2017 г. – мечеть «Иман нуры» - пос. Нагорный
11.10.2017 г. – мечеть «Гаилэ»
18. 10.2017 г. – мечеть «Ярдэм»
23.10.2017 г. – мечеть «Рамазан»
25.10.2017 г. – мечеть «Мирный»
30.10.2017 г. – мечеть «Закабанная»
1.11.2017 г. – мечеть «Казан Нуры»
6.11.2017 г. – мечеть «Туган авылым».
Также лекции состоятся в мечетях «Болгар» и «Миргазиян», даты проведения курсов уточняются.
Программа курса «Татарская богословская мысль»
21.09.2017 г. ИМОИиВ КФУ ул.Пушкина 1/55 203 ауд.
Вводная лекция. (Мухаметшин Р.М., Сафиуллина Р.Р.) 4 ч.
1. Факторы, способствующие развитию татарской богословской школы. Источники и предпосылки формирования богословского знания. Периодизация истории развития татарской богословской мысли. Татарская литература и книжная традиция. Арабо-мусульманская книжная традиция и ее распространение среди мусульман Поволжья.
2. Краткая характеристика и обзор наиболее репрезентативных религиозно-дидактических литературных и богословских трудов
28.09.2017 г. ИМОИиВ КФУ ул.Пушкина 1/55 203 ауд
Средневековый период формирования богословской мысли. (Ахунов А.М., Сафиуллина Р.Р.) 8 ч.
3. История исламизации Волго-Уральского региона. Упоминания о тюркских народах в источниках ислама, в сочинениях арабо-мусульманских авторов. Отражение процесса исламизации в татарском устном народном творчестве и в трудах татарских ученых
4. Развитие интеллектуальной мысли и духовной культуры татар в условиях государственности. IХ в. – 1552 гг.
Период Волжской Булгарии (IХ – первая половина XIII вв.). Легенды о принятии ислама булгарами и их закрепления в историографической традиции. Специфика исламизации. Отрасли мусульманских наук, развитые в булгарскую эпоху. Поэма “Кыйссаи Йусуф” Кул Гали. Сочинение «Кутадгу билиг» Йусуфа Баласагуни. Роль суфизма в развитии богословского наследия. «Диване хикмет» Ахмета Ясави, «Хибат ал-хакаик» Ахмеда Югнаки, «Бакырган китабы» и «Ахырзаман китабы» Сулеймана Бакыргани. Морально-этический пласт накшбандийского суфизма.
5. Золотоордынский период. Роль суфизма в процессе исламизации Золотой Орды. «Гулистан би-т-тюрки» Сайф Сараи. Суфийские мотивы в сочинении «Хосров ва Ширин» Кутба, «Джумджума-и-Султан» Хисама Кятиба. Продолжение и развитие идеи загробного воздаяния и проповеди терпения в произведениях татарских авторов. Картина мира в сочинении Хорезми «Мухаббат-наме». «Нахдж аль-фарадис» Махмуда Булгарии.
6. Период татарских ханств. Казанское ханство, Сибирское ханство, Касимовское ханство, Астраханское ханство, Крымское ханство, Ногайская орда, белорусские, литовские татары. Поэмы Мухаммадьяра «Тухфа-и мардан» и «Нур-и содур». Мухаммад Амин. Роль устного народного творчества в формировании богословского наследия, дастаны, Мунаджаты. Коранические образы и мотивы в татарском фольклоре.
5.10.2017 г. ИМОИиВ КФУ ул.Пушкина 1/55 203 ауд.
Сохранение и развитие духовного наследия татарского народа в период потери независимости, 2 пол. XVI - 1 пол. XVIII вв. (Сафиуллина Р.Р., Шангараев Р.Р.) 4 ч.
7. Татарская богословская мысль в условиях потери государственности. Трактат Аднаша Хафиза "Сирадж ал-колюб». Творчество Мевлы Колыя, Таджеддина Ялчыгола. Традиция адаба. Морально-этический пласт накшбандийского суфизма. Устное народное творчество. Идея государственности в творчестве муллы Мурада, Батырши.
8. Система мусульманского религиозного образования и особенности богословских сочинений. Улемы. Мечеть. Мактабы. Медресе. Право и богословие, богословие и философия. Система преподавания и комплекс наук, получивших распространение в мусульманских традиционных учебных заведениях.
12.10.2017 г. ИМОИиВ КФУ ул.Пушкина 1/55 203 ауд.
Татарская богословская мысль в 2 пол. XVIII вв. – начале XX вв. (Хабутдинов А.Ю) 4 ч.
9. Миллет ОМДС в структуре и правовом поле Российской империи. Традиционализм и религиозное обновление в творчестве татарских богословов. Абызы и ваисовцы
10. Концепция «открытия дверей иджтихада». Сочетание элементов салафизма (возвращение к чистоте первоначального ислама) и реформаторства. Суфийская ветвь татарской богословской мысли. Джадидская школа и медресе. Полемическая литература и публицистика. Кадимиз и Джадидизм как общественное движение. Татарская социально-политическая мысль. Всероссийские мусульманские съезды (I — август 1905 г., II — январь 1906 г., III — август 1906 г.). Партия «Иттифак аль-муслимин», уставные документы партии. Мусульманская фракция в Государственной Думе.
19.10.2017 г. ИМОИиВ КФУ ул.Пушкина 1/55 203 ауд.
Татарская богословская мысль в советский период (Хабутдинов А.Ю) 4 ч.
11. Мусульманские съезды 1917 г. и создание Диния Назараты.. Диния Назараты и богословы Совета улемов в 1920-е гг. I-III съезды и мутаваллиев при ЦДУМ и их решения по богословским вопросам. Улемы ЦДУМ в период Великой отечественной войны. ЦДУМ-ДУМЕС и его фетвы в 1950-е гг. Суфии в 1917-конце 1950-х гг. и суфии округа ДУМЕС. Муфтии и фетвы ДУМЕС. Иностранное влияние на мусульман ДУМЕС в 1980-е гг.
12. Татарская богословская мысль в 1990-1 пол. 2010-х гг. Богословская мысль и фетвы Духовных управлений мусульман России: ЦДУМ, ДУМЕР-ДУМ РФ, ДУМ РТ. Якупов и центр «Иман». Салафиты. Ваххабиты и хизб ут-тахрир.
26.10.2017 г. ИМОИиВ КФУ ул.Пушкина 1/55 203 ауд. 4 ч.
Представители татарской богословской мысли XVIII - начала XX вв.
13. Габдерахим Утыз-Имяни: традиционализм и религиозное обновление в творчестве богослова. Абуннаср Курсави (1776-1812) и его роль в возрождении религиозной мысли. Основные произведения А.Курсави: «ал-Иршад ли-л-ибад» (Наставление людей на путь истины), «Китаб ал-Лаваих» (Книга указаний), «Китаб ан-Насаих» (Книга наставлений), «Мабахис ал-исм ва-с-сифат» (Исследования имени и атрибутов) и др. Реформаторские взгляды А.Курсави на обновление религии. Обоснование права на абсолютный иджтихад. О таклиде., О нововведениях (бида), О тасаввуфе. Курсави о единстве сущности Бога и его атрибутах. Проблема возникновения мира в произведениях Курсави. Калам в трудах Курсави. Критика идей мутакаллимов. Противоречивость взглядов Курсави. (Адыгамов Р.К.) 2ч.
14. Шигабуддин Марджани — лидер реформаторства второй половины XIX в. Жизнь и деятельность Шигабутдина Марджани и формирование его религиозных взглядов. Богословские труды Ш. Марджани и их проблематика. Синкретизм мировоззрения Марджани. Татарское просветительство второй половины XIX в. Его особенности и типологическая общность с западноевропейским и русским Просвещением. (Шагавиев Д.А.) 2 ч.
2.11.2017 г. ИМОИиВ КФУ ул.Пушкина 1/55 203 ауд. 4 ч.
Представители татарской богословской мысли XVIII - начала XX вв.
15. Ризаэддин Фахретдинов: великий муфтий и богослов. Богословские труды, хроника «Асар», биографии, труды по адабу. Общественная и редакторская деятельность.(«Шура») (Гимадеев И.Ф.) 2 ч.
16. Зыяэтдин Камали: трансформация мусульманского религиозного сознания. Основные этапы жизнедеятельности З. Камали. Решение проблемы свободы воли и обоснование справедливости Аллаха. Ислам и этика. (Алмазова Л.И.) 2ч.
9.11.2017 г. ИМОИиВ КФУ ул.Пушкина 1/55 203 ауд.
Представители татарской богословской мысли XVIII - начала XX вв.
17. Муса Джарулла Бигиев: ислам как условие прогресса. Основные этапы жизнедеятельности (обучение в учебных заведениях арабо-мусульманского мира, общественно-политическая и религиозная деятельность на родине, эмиграция). Проблема всеохватности божественного милосердия, проблема перевода Корана. Причины упадка мусульманского мира. Взгляд на роль и место женщины в исламе. (Хайрутдинов А.Г.) 2 ч.
18. Джадидизм. Исмаил Гаспринский. Хасана-Гата Габаши. Габдулла Буби. Сунгатулла Бикбулатов. Ахмед-Хади Максуди. Юсуф Акчура. Садри Максуди. Гаяз Исхаки. Хади Атласи. Кадимизм. Мурад Рамзи. Ишмуххмед Динмухамедов. «Дин ва магишат». Альтернативный путь татарского религиозного реформаторства. Закир Аюханов (Хабутдинов А.Ю.)
16.11.2017 г. ИМОИиВ КФУ ул.Пушкина 1/55 203 ауд.
Основные вопросы татарского богословского наследия. Мировоззренческая сфера (Адыгамов Р.Р., Шагавиев Д.А., Сафиуллина Р.Р.) 4 ч.
19. Взаимосвязь между разумом и откровением. Совмещение и примирение религии и науки. Отражение этой темы в творчестве Г. Курсави, Ш.Марджани, Г.Баруди, Р.Фахретдина, М.Бигиева, Г.Буби, Г. Баязитова и др. Методология передачи знаний. Определение истинности источника знания (Утыз-Имяни). Проблема толкования священных текстов, позиции татарских ученых: от несостоятельности разума осознать и истолковывать священные тексты противоречащие разуму, воздержания от толкования до мнения о предшествовании разума традиции и возможности толкования текстов, кажущихся идущими в разрез разуму (Курсави, Буби, Фахретдин, Бигиев и др.)
20. Отношение к философии и каламу. Объяснение татарскими учеными причин негативного отношения к философии в мусульманской богословской традиции. Отражение проблем возникновения мира и отношения к философии в творчестве Ш.Марджани, Ш.Культяси, М.-Н.Тюнтери, Р.Фахреддин. Место спекулятивной теологии в татарских медресе. Сочинения. Авторы. Различие между каламом и наукой таухид (Ш. Марджани, Н. Тюнтари, Ш. Культяси, Х.-Г. Габаши) Критика ашаритского богословия (Г.Курсави, Ш.Марджани, М.Бигиев). О необходимости очищения произведений по акиде от положений, основанных на предположении (далил занни) и не подкреплены категорическими доказательствами (далил кат'и). О разделении на группы и школы. Попытки устранить разногласия между толками.
21. Вопросы вероучения. Вера. Споры о признании деяния ('амал) как истинной части (джуз хакики) веры, об увеличении и уменьшении веры, об обвинении в неверии (такфир). Атрибуты Аллаха. Истоки постановки вопроса о божественных атрибутах в монотеистических религиях и исламской традиции. Развитие темы божественных атрибутов в учении мутазилитов и мутакаллимов. Разоблачение недочетов ашаритского толкования к ханафитскому кредо (Г.Курсави, Ш.Марджани, М.Бигиев). Концепции человека (отношения Бог – человек). Проблема свободы воли. Предмет всеобщей божьей милости. Эсхатологические вопросы.
22. Взгляд на тасаввуф. Место суфизма в татарском мусульманском мире. История распространения суфизма в Волго-Уральском регионе. Тарикаты: Ясавия, Кубравия, Накшбандия. Сочинения. Авторы. Критика суфизма и ишанизма (Р.Фахретдин, З.Камали, М.Бигиев, Г. Баязитов).
23.11.2017 г. ИМОИиВ КФУ ул.Пушкина 1/55 203 ауд.
Основные вопросы татарского богословского наследия. Коранистика (Сафиуллина Р.Р.) 4 ч.
23. Традиции татарской экзегетики и проблема перевода Корана. Роль и место Корана в жизни мусульман Поволжья и Приуралья. Отражения идей и сюжетов Корана в традиционном искусстве и литературе татар; Коран в сочинениях татарских богословов. Утыз-Имяни, Курсави, Ш.Марджани, Г.Баруди, Р.Фахретдин, З.Камали, М.Бигиев.
24. История татарского тафсира. Первые тафсиры на тюркском и татарском языках; Перемены в жизни мусульманской общины в конце XVIII – первой трети XIX вв. и их влияние на переосмысление коранических установок; Развитие татарской экзегетической традиции религиозно-реформаторского направления; Освещение проблемы перевода Корана. Мусульманское правовое обоснование переводов Корана в истории ислама; Споры о допустимости перевода Корана и проблема методики перевода. Обсуждение возможности перевода с точки зрения передачи и изложения, а также возможности и невозможности выполнения перевода.
30.11.2017 г. ИМОИиВ КФУ ул.Пушкина 1/55 203 ауд.
Основные вопросы татарского богословского наследия. Правовая сфера (Зарипов И., Сафиуллина Р.Р.) 4 ч.
25. Методология права. Иджтихад и таклид. Талфик. Круг источников и пособий по фикху и усул ал-фикх, использовавшихся в традиционных медресе: авторы и сочинения, методология, язык мусульманского права; Особенности функционирования в рамках российского государства и правового пространства норм исламского шариата (Р.Фахретдин). Проблема иджтихада и таклида в татарской богословской мысли. (Г. Утыз-Имяни, Г. Курсави, Ш.Марджани, Г.Буби, М.Бигиев, Р.Фахретдин). Проблема отказа от мазхабов и талфик – смешивание правовых толков.
26. Частные вопросы фикха. Рассмотрение вопросов ибадат в татарской богословской мысли (вопросы, связанные с очищением (тахарат), особенностями совершения молитвы, освещение темы ночной молитвы в короткие летние ночи, пятничной молитва и пр.) Рассмотрение вопросов муамалят в татарской богословской мысли (брачные, наследственные, торгово-экономические и др. вопросы, проблема ссуды и ростовщичества в условиях бурного развития капиталистических отношений и финансово-кредитных институтов. Рассмотрение проблемы нововведения (бидга); Рассмотрение вопросов халял и харам.
7.12.2017 г. ИМОИиВ КФУ ул.Пушкина 1/55 203 ауд.
Социально-политические вопросы (Хабутдинов А.Ю., Сафиуллина Р.Р.) 4 ч.
27. Социально-политическое объединение мусульман; Исламское государство и идеальный правитель; сочетания национальной идентичности и конфессиональной принадлежности; Мусульмане в российском государстве (Р. Фахретдин) Идеологические течения в исламе. Ваххабизм, салафизм, халифатизм, ахмадия, шиизм;
28. Языковой вопрос. Язык обучения и учебников. Дискуссии о татаро-тюркском языке. Язык хутбы. Истоки идей о единстве исламской цивилизации: Коран – ислам – культ. Язык. Структура словесности. Арабский текст – текст «аджами» («местные» языки); Образование (И.Гаспринский). Женщина в исламе; (М.Бигиев, Р.Фахретдин, Г. Баязитов. Отношение к искусству.