Сегодня, 13 февраля, в Актовом зале Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ состоялась первая в 2018 году защита «дорожной карты» - стратегии развития подразделения в ближайшие три года. Основным докладчиком, по традиции, выступил директор института, проректор по научной деятельности КФУ Данис Карлович Нургалиев. Однако прежде собравшихся – преподавателей и студентов ИГиНГТ, руководителей структурных подразделений и проректоров университета – приветствовал ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров. Он отметил, что на защите стратегии присутствуют партнеры института, вместе с которыми осуществляются многие образовательные и научные проекты. Такую инициативу он похвалил особенно: «включенный» подход, внимание партнеров к внутренним процессам университета и желание включаться в совместную деятельность уже на стадии стратегического планирования говорит о качестве проводимой институтом работы.
«Всё, что мы делаем, будет иметь значение только тогда, когда наша работа будет востребована. И здесь очень важно, чтобы работодатели принимали активное участие не только в научных разработках, и мы нацеливали свои действия в науке на какие-то проблемные моменты, на которые наше внимание обращает бизнес, но и в целом включались бы в наши образовательные технологии. Тогда наши выпускники будут конкурентоспособны и смогут адаптироваться к проблематике, которой заняты сегодня, по сути, основные бюджетообразующие предприятия нашей страны», - подчеркнул он.
Действительно, вопросы всесторонней интеграции с бизнесом заняли большое место в представленном документе. Это видно уже по итогам прошедшего года: представляя современное состояние института, Данис Карлович особенно подчеркнул взаимодействие с международными партнерами в науке и инновациях, а также переход к практикоориентированным подходам в образовании. В целом ИГиНГТ сегодня – это 1087 студентов и 358 сотрудников, пять различных программ бакалавриата, шесть – аспирантуры, и более десятка инновационных магистерских модулей, полностью ориентированных на современные потребности нефтегазовой отрасли и предусматривающих возможность гибкого моделирования учебных планов. Именно новые профили магистратуры в основном привлекают иностранных студентов, ведь многие из них реализуются на английском языке, а тематика основана на запросах крупнейших международных компаний отрасли.
Кстати, в планах института – расширение взаимодействия с зарубежными партнерами в этом направлении. Уже в будущем учебном году откроется магистратура «Petroleum Engineering» формата «двойного диплома» с Имперским колледжем Лондона: студенты год будут обучаться в КФУ, еще год – в Лондоне, а в итоге получать специальность, аккредитованную компанией British Petroleum. И таких проектов готовится сразу несколько: по словам директора ИГиНГТ, они уже доказывают будущую востребованность и у студентов, и у работодателей.
Однако успешное трудоустройство выпускников, хотя и является отличным маркером качества работы института, еще не все. В вопросах привлечения абитуриентов главной «этикеткой», то есть основным каналом демонстрации своих достижений на рынке, остаются рейтинги вузов, в том числе рейтинги предметные. ИГиНГТ нацелился на попадание в пять их них по версии QS (это Earth and Marine Sciences, Chemical Engineering , Environmental Sciences, Engineering – Mineral and Mining, и Chemistry) и в два – от агентства THE (Physical Sciences и Engineering and Technology).Для этого институт выбрал несколько вузов-референтов, показывающих пример успешной работы в области геологии и нефтегазовых технологий в России и за рубежом. Среди них, например, Горный университет Санкт-Петербурга и Университет Торонто в Канаде. На результаты их продвижения в предметных рейтингах ИНиНГТ ориентируется уже сегодня, догоняя, а в целом ряде случаев и обходя референтов по тем или иным параметрам. Например, за последнее время ученые института вышли на максимальную публикационную активность – результаты сопоставимы с МГУ и Корнеллским университетом (США). Набрать «очков» предстоит в цитируемости, но и это достижимо. По мнению Даниса Карловича, цитируемость напрямую зависит от репутации вуза и остроты поднимаемых его учеными проблем, а наиболее актуальные задачи перед исследователями ставят крупные авторитетные компании – значит, кооперация с бизнесом может стать залогом успеха.
С ним согласился и Вячеслав Иосифович Матвеев, генеральный директор РЦИ «Химтех» - одного из ключевых партнеров ИГиНГТ в сфере трансфера технологий и высокотехнологичных разработок. Он специально посетил защиту «дорожной карты» института, чтобы принять участие в обсуждении деталей будущих проектов – которых, как признался гость, ожидается немало. Ученых института привлекут к разработкам практических решений в интересах целого ряда компаний – от «Роснефти», «Газпрома» и «Лукойла» до «Таткабеля» и ГК «Нэфис» – а РЦИ «Химтех» выступит как производственная база опытных образцов и ключевой коммуникатор в вопросах трансфера.
Ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров при этом напомнил, что Институт геологии – ядро стратегической академической единицы «ЭкоНефть», большого междисциплинарного научного направления, ориентированного на решение проблем экологичной добычи и переработки нефти, а также поиска альтернативных топливных материалов. Ректор предложил представителям института выступить посредниками во взаимодействии РЦИ «Химтех» – равно как и других крупных партнеров – с остальными структурами-участниками САЕ. Это и лаборатории Химического института, и коллективы Института экологии и природопользования, и исследования экономистов – а задать вектор будущему сотрудничеству в рамках САЕ сможет именно ИГиНГТ, уже аккумулировавший достаточный опыт.
В целом же расстановкой приоритетов на будущее ректор остался доволен: «дорожную карту» приняли без существенных дополнений. Теперь Институту геологии и нефтегазовых технологий предстоит доказать, что поставленные перед собой амбициозные задачи – места в топ-150 в профильных предметных рейтингах, 700 млн внебюджетных доходов, более чем 30 % доля иностранных студентов и до 350 публикаций в самых высокорейтинговых журналах в год – коллективу по плечу. Первые успехи – по результатам 2018 года – будут оцениваться при следующем рассмотрении стратегии.