20 апреля православные отметят праздник Светлое Христово Воскресение или Пасху. В этот день родные люди собираются не только для того, чтобы соблюсти обычаи, но и поделиться теплом общения за праздничным столом. Как его стилизовать, рассказали эксперты Казанского федерального университета.
Эстетика подачи блюд, колористика, текстуры и элементы декора помогут создать гармоничную атмосферу и подчеркнуть значимость события.
«Пасха – один из главных праздников Русской Православной Церкви. Его символы – куличи, яйца, творожная пасха – имеют свой глубокий смысл, – рассказывает преподаватель кафедры архитектуры и медиаискусства Института дизайна и пространственных искусств КФУ, руководитель проекта «Обретение» молодежного отдела Казанской епархии Анна Стойлова. – Традиционным цветом в оформлении пасхального стола считается красный – как цвет Воскресения Христова, но в последнее время в сервировке преобладают пастельные цвета».
Куличи, творожную пасху, окрашенные яйца, лампадки дополняют различными цветочными композициями. Праздник символизирует приход весны и оживление природы, поэтому эксперт советует оформить стол первоцветами – это могут быть ветки вербы, нарциссы, гиацинты, крокусы.
«Также встречается оригинальный способ оформления веток деревьев в вазе. Подбираются подходящие побеги, такие как сирень или вишня, которая в последующем дает белые соцветия, и на них с помощью веревочек нанизываются деревянные или цветные стеклянные яйца. Деревянные можно расписать самостоятельно акриловыми красками или приобрести готовые в масс-маркетах», – поделилась рекомендацией дизайнер КФУ.
Оригинальным элементом пасхального стола может стать вышитая или льняная скатерть, на которую поверх застилается «дорожка» или салфетки. А. Стойлова отметила, что цветная скатерть должна отличаться спокойной палитрой, в то время как на белой будут уместны цветовые акценты.
Нередко на пасхальных столах можно заметить пасхальных зайчиков – на предметах декора, украшениях блюд или в виде игрушек. Дело в том, что пасхальный кролик или заяц – пасхальный символ в культуре некоторых стран Западной Европы, Канады и США. В православной церкви такой традиции нет, сообщила преподаватель.
Пасхальный стол всегда украшают куличи и крашеные яйца. Обычно куличи оформляют с помощью белой или разноцветной глазури и сладкой посыпки. Также используются орехи, цукаты, ягоды, шоколад и различные кондитерские фигурки. Разукрашивание яиц – очень творческое занятие, и чтобы сделать их уникальными, стоит проявить фантазию.
«Наиболее часто используемые красители растительного происхождения относятся к четырем группам: хлорофиллы дают зеленые оттенки, каротиноиды – желто-оранжево-красные, антоцианы – красно-сине-фиолетовые и беталаины – желто-красные, – говорит доцент кафедры органической и медицинской химии Химического института им. А.М. Бутлерова КФУ Людмила Якимова. – Самые известные из растений, содержащих антоцианы, – это луковая шелуха и свекла, а также краснокочанная капуста. В эту группу можно отнести чернику, крапиву, бузину. А косточки авокадо дают розовый цвет. Красное вино и виноградный сок окрашивают преимущественно в красноватые оттенки. Причем глубина окраски будет зависеть от количества пищевого сырья. Важно, что все эти натуральные красители обладают как антиоксидантной, так и антимикробной активностью, что часто связано с фитохимическими веществами, ответственными за их красящие свойства».
Химик предупредила, что краситель, несомненно, влияет на яйцо, поэтому, когда речь идет о продуктах питания, для их оформления следует использовать исключительно те, что разрешены в пищевой промышленности, например, тартразин (E102), хинолиновый желтый (E104), желтый закат FCF/оранжевый желтый S (E110), азорубин/кармуазин (122), понсо 4R/кошениль красный A (E124) и эритрозин (E127).
«В любом случае окрашивать нужно яйцо с неповрежденной скорлупой, чтобы окраске подвергалась только поверхность, а не белок», – напомнила Якимова.
Как вариант можно использовать пасхальные термонаклейки. Они безопасны, поскольку изготавливаются из пищевой термопленки, и их легко можно найти в продуктовых магазинах или масс-маркетах.
Ранее эксперты КФУ объяснили смысл Рамазана и Великого поста.