Съемки в стенах Этнографического музея КФУ, входящего в структуру Института международных отношений, истории и востоковедения, прошли на этой неделе.
Проект телеканала "Россия-Культура" рассказывает о жизни многонациональной России и ее регионов под неожиданным ракурсом – ее ведет иностранец. Пьер Кристиан Броше, выступающий в роли ведущего и являющийся французским издателем и путешественником, живет в Москве уже много лет. Он женат на художнице Анне Голицыной, и, желая лучше узнать страну, в которой родились его супруга и дети, Пьер Броше побывал во многих уголках нашей родины.
Надо сказать, команда проекта не впервые сотрудничает с представителями Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ – три года назад, когда программа еще выходила в прежнем студийном формате, ее гостем выступил заместитель директора ИМОИиВ КФУ по научной деятельности Раиль Фахрутдинов. Предварительно съемочная группа побывала и в самом регионе, собрав коллекцию видеосюжетов. Тогда речь шла о народах Татарстана – татарах, русских, кряшенах, чувашах, мордве, удмуртах, марийцах, - на протяжении веков проживающих на одной территории, о том, как происходит взаимовлияние культур и как близкое соседство разных народов проявляется в обычаях, обрядах и фольклоре. В этот же раз выпуск будет посвящен исключительно казанским татарам, их культурным традициям, национальным костюмам, и потому коллекция Этнографического музея КФУ, включающая в себя большое количество предметов, относящихся к национальному костюму татар, оказалась бесценной находкой для режиссера программы.
«Столь богатой коллекцией украшений казанских татар Этнографический музей КФУ обязан этнографу, профессору Казанского университета Бруно Адлеру. Именно он стал инициатором объединения всех этнографических собраний университета воедино, а в дальнейшем продолжал заниматься поисками ценных предметов для расширения фондов, взаимодействуя как с казанскими коллекционерами, так и с перекупщиками, - подчеркнула директор этнографического музея КФУ Елена Гущина. – Нашим вкладом в создание общей картины выпуска программы «Моя любовь – Россия!» стала демонстрация ювелирных украшений казанских татар. Процесс создания татарских национальных украшений несет на себе отпечаток истории всего народа. Особенный стиль изделий начал свое формирование еще во времена Волжской Булгарии. Казанские ювелиры передавали свое мастерство из поколения в поколение, берегли и хранили секреты создания тех или иных изделий. Надо сказать, ювелирное дело у казанских татар было поставлено на очень высоком уровне. Взять, например, технику изготовления национальных украшений, называемую бугорчатой сканью – в середине XIX века украшения такого вида стали наивысшим достижением казанских мастеров, так как техника отличалась особой сложностью, а изделия получались невероятно красивыми, ажурными и рельефными, и, главное, были узнаваемыми, уникальными в своем роде. Большая часть ювелиров изготавливала штучную дорогую продукцию – эти украшения могли позволить себе не все, несмотря на то, что основным металлом для украшений выступало серебро, ведь цена на золото и вовсе была неподъемной. В пользу серебра говорили и поверья, согласно которым пророк Мухаммед носил именно серебряное кольцо, а желтый цвет являлся цветом шайтана».
Национальные татарские украшения казанские ювелиры изготавливали как из серебра высокого качества, так и низкого – в технике бугорчатой скани, в частности, они выходили приметными и броскими и в том, и в другом случае. Серебро – материал податливый, что позволяло изготавливать украшения любой сложности, заметила Елена Гущина. Многие украшения в конечном счете покрывались позолотой, а излюбленными камнями казанских татар были бирюза, сердолик и кораллы.
«В целом украшения казанских татар можно разделить на две основные группы – те, что носились на голове или теле, и те, что надевались на руки. К первой группе относятся серьги, повязки, плечевые, нагрудные и поясные украшения, а ко второй – кольца и браслеты. Особое положение среди всех предметов национального костюма женщины-татарки занимала нагрудная перевязь, или хасите. Она украшалась на протяжении всей жизни женщины разнообразными каменьями, бляхами, брошками, нашивками. Известными национальными украшениями казанских татар являются и женские накосные украшения – чулпы. Татарка заплетала традиционно две косы, а чулпы подвешивались к их концам, - рассказала Елена Гущина. – Важно отметить, что украшения выполняли три функции – декоративную, демонстративную – показатель социального статуса супруга или отца девушки, если она была незамужней, – и функцию оберега. Украшения дополняли национальный костюм, создавая единый образ, и каждая женщина подбирала их по своему вкусу, выбирая определенные орнаменты, узоры и камни».
В завершение стоит отметить, что устойчивый интерес со стороны общественности к национальному костюму и украшениям казанских татар проявлялся на протяжении веков. Так, в начале XX века в стенах Казанского университета, по инициативе Бруно Адлера, была проведена выставка богатой частной коллекции украшений казанских татар, представлявшей большой интерес, как для научной, так и для широкой общественности, которая пользовалась огромной популярностью. К сожалению, предметы, входившие в эту коллекцию, за редким исключением не удалось сохранить в фондах музея, поскольку после революции они были частично распроданы и частично увезены в другие города страны, а, возможно, и за ее пределы. Однако Этнографическому музею КФУ есть что показать и о чем рассказать зрителям федерального телеканала – выпуск со съемками из музея должен выйти в самое ближайшее время.