Крымская наступательная операция стала одним из самых значимых и успешных боевых действий в ходе наступления советских войск в 1944 году. Директор Учебно-методического центра тестирования и подготовки к ЕГЭ и ГИА Казанского федерального университета, кандидат исторических наук Сергей Ионенко подробно рассказал об этой операции, раскрывая ее стратегическое значение, ход боевых действий и вклад войск в достижение победы.
Операция призвана была в кратчайшие сроки ликвидировать крымскую группировку противника и обеспечить в дальнейшем наступление Красной армии на Балканы и в страны Центральной Европы, с участием военно-морских сил СССР в Черном море и на Дунае. Наступление на Крым готовилось силами 4-го Украинского фронта под командованием генерала Федора Толбухина, талантливого военачальника, хорошо проявившего себя в период Сталинградской битвы. В составе 4-го Украинского фронта, который освобождал Донбасс и осуществил Мелитопольскую операцию, находились 51-я армия под командованием генерала Якова Крейзера и 2-я гвардейская армия под командованием генерала Георгия Захарова. А 19-й танковый корпус под командованием полковника Ивана Поцелуева должен был обеспечить танковую поддержку пехотным частям для прорыва в Крым.
«Для операции были выделены значительные силы авиации, 8-я воздушная армия, насчитывавшая почти 600 самолетов. Первоначально наступление готовилось еще в феврале 1944 года. Но стало очевидно, что взятие Крыма – задача не из простых, поэтому было принято решение сначала обеспечить освобождение правобережной Украины, городов Николаева и Одессы, чтобы исключить любые удары в поддержку обороняющимся немецким войскам», – подчеркнул историк.
Советские войска имели значительное преимущество в живой силе, артиллерии, танках и авиации. По пехоте, артиллерии и танкам почти в 2 раза, по авиации – в 4 раза.
«Когда советские войска активно в начале 1944 года продвигались на запад, Крым оставался своеобразным анклавом, удерживаемым немецкими войсками. Советское командование к началу операции по освобождению полуострова имело 500-тысячную группировку, а в составе 17 армии противника насчитывалось 200 тысяч немецко-румынских войск (5 немецких и 7 румынских дивизий). Однако известно, что обороняться всегда легче, чем наступать. У России еще с ХIХ века был опыт ведения военных действий со странами Европы за Крым, когда против России в период Крымской войны 1853–1856 годов действовала совместно с Турцией объединенная англо-французская коалиция. Тогда состоялась и первая героическая оборона Севастополя. Второе освобождение Крыма состоялось в 1920 году, когда с юга России были изгнаны белогвардейцы и англо-французские интервенты. Поэтому бойцы Красной армии хорошо были знакомы с историей борьбы за полуостров и были полны решимости покончить с врагом», – отметил С. Ионенко.
Перекопский перешеек, отделявший Крым от Донбасса и Таврии с севера, был хорошо укреплен. Там немцы построили три линии обороны. Перед наступлением советских войск была проведена тщательная разведка и разработан план, который включал в себя три основных удара.
«Четвертый Украинский фронт планировал нанести основной удар в сторону Джанкоя. Второе направление удара было в сторону Донузлава, с последующим выходом на Евпаторию, расположенную на западном побережье Крыма, к северу от Севастополя. Удар из района Джанкоя должен был обеспечить быстрый захват Симферополя, чтобы затем выйти к южному побережью Крыма и обеспечить освобождение многочисленных населенных пунктов, включая Ялту и другие курорты, расположенные вдоль южного побережья, вплоть до Севастополя. Третий удар готовился силами Отдельной Приморской армии с керченского плацдарма на Керчь и Феодосию с восточной части Крыма», – сообщил эксперт.
Наступление советских войск осуществлялось под командованием военачальников, хорошо знакомых с южным театром военных действий и Северным Кавказом. Это было положительным моментом, потому что почти все командующие имели опыт боевых действий в Сталинградской битве и были хорошо знакомы с десантными операциями, проводившимися в конце 1941 – начале 1942 года в районе Керчи.
«Силы Отдельной Приморской армии под командованием генерала Андрея Еременко, а с 18 апреля 1944 года – генерала Кондрата Мельника, были сосредоточены на керченском плацдарме и Таманском полуострове. Поддержка с моря осуществлялась Азовской военной флотилией (командующий – вице-адмирал Сергей Горшков) и Черноморским флотом под руководством адмирала Филиппа Октябрьского. Основные силы Черноморского флота находились в районе Новороссийска и также участвовали в обеспечении наступления на Крым. Их главной задачей было подавление активности немецкого и румынского флотов в районе Крыма и западной части Черного моря», – добавил Ионенко.
Задача, стоявшая перед Отдельной Приморской армией, заключалась в обеспечении прорыва в районе Керченского полуострова, выходе к Керчи, Феодосии, Судаку и южному побережью Крыма. Вспомогательные удары должны были наноситься в районе Симферополя, чтобы обеспечить его быстрое падение.
«Крымская операция, которая завершилась 12 мая 1944 года, всего через 35 дней после ее начала, привела к полному разгрому немецких и румынских войск в Крыму. В борьбе за освобождение полуострова активно участвовало более 4 тысяч партизан, которые существенно помогли наступающим войскам громить врага, осуществляя диверсии в тылу немецкой группировки и обеспечивая эффективную разведку в зоне боевых действий. В боях за Крым, за Севастополь участвовали и наши земляки, татарстанцы, подвиги и ратный труд которых были отмечены медалями и орденами, четверым из них, а именно Михаилу Андреевичу Федосееву из Казани, Асафу Кутдусовичу Абдрахманову из Агрыза, Леониду Геонаевичу Валиеву из села Кутлушкино Чистопольского района и Петру Артемьевичу Иванову из деревни Чулла Тетюшского района, было присвоено звание Героя Советского Союза», – заключил эксперт.