В Казанском федеральном университете продолжается проект «Научный вердикт», в котором каждую среду ученые и эксперты вуза разрушают самые известные заблуждения и прочно устоявшиеся стереотипы. Героем очередного выпуска стал директор Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ Антон Егорчев.
Речь пойдет об «умных» колонках и мифах, которые сложились вокруг этого аксессуара. Как отметил эксперт, вопросы, связанные с ними, находятся на острие современных digital-технологий и интересуют многих пользователей.
Миф № 1. Колонка-собеседник работает благодаря чутким динамикам.
Антон Егорчев уточнил, что «умная» колонка – это не просто динамик, а сложная система, состоящая из трех ключевых этапов. Причем весь путь – от восприятия запроса до воспроизведения ответа – занимает доли секунды.
«Акустическая система с помощью микрофонов и фильтров улавливает звук и оцифровывает его. Самое главное происходит в облачном сервере – "мозге". Оцифрованная команда передается туда для расшифровки. Здесь в дело вступают сложные алгоритмы распознавания естественной речи NLP (Natural Language Processing) и искусственного интеллекта. Алгоритмы NLP выделяют из звукового потока отдельные слова, а ИИ анализирует их смысл, контекст и определяет, что именно от него хотят. Получив команду, сервер отправляет обратно на колонку сигнал к действию: это может быть заранее записанный ответ, команда для другого умного устройства или поисковый запрос в интернете», – рассказал директор ИВМиИТ.
Миф № 2. Девайс всегда слушает в фоновом режиме.
По словам Егорчева, этим вопросом пользователи задаются чаще всего.
«Технически – да, микрофоны активны постоянно, но это не значит, что устройство все записывает и отправляет», – развенчал миф эксперт.
Колонка находится в режиме постоянного, но пассивного ожидания триггера, например имени, по которому девайс отзывается. Она непрерывно анализирует фоновый шум, сверяя его с эталонным звуком «тревожной кнопки». Как только есть совпадение, начинается запись и отправка данных на сервер, объяснил директор института и добавил:
«Что касается хранения: после активации запись команды может сохраняться на серверах компании для улучшения алгоритмов, однако этот процесс обычно можно контролировать в настройках приватности».
Миф № 3. Колонка может сама начать разговор.
В сети все чаще распространяются ролики со следующим сценарием: до хозяев колонки, которые сидят в другой комнате, доносятся звуки работающего девайса. Колонка начинает незамысловатую беседу, задает вопросы, напоминает о фактах, обсуждавшихся ранее, разговаривает сама с собой, что, конечно, настораживает пользователей.
«Чаще всего это объясняется ложным срабатыванием. Алгоритмы распознавания триггерного слова еще не идеальны, – указал на проблему ученый КФУ. – Любой бытовой шум, например скрип двери, фрагмент речи по телевизору или смех, может случайно совпасть с эталонным звуком и активировать устройство. После этого колонка начинает записывать и анализировать фоновый разговор, пытаясь найти в нем осмысленную команду».
Иногда из-за ошибок ИИ ей может показаться, что она «услышала» что-то осмысленное, и она выдает заранее заготовленный ответ из своей базы данных.
«Это не "подслушивание", а скорее курьезный сбой в работе сложной системы», – развеял популярный миф Антон Егорчев.
Миф № 4. Темы разговоров используются для составления «цифрового портрета» и таргетированной рекламы.
«Безусловно, данные используются для создания так называемого пользовательского профиля. Это делается для того, чтобы улучшить качество обслуживания: узнать ваши предпочтения в музыке, распорядок дня, чтобы точнее отвечать на запросы», – пояснил директор ИВМиИТ.
Косвенным подтверждением этого является таргетированная реклама, которая действительно может основываться на разговорах рядом с устройством. Однако, по словам эксперта, вопрос не в самой технологии, а в том, как компания распоряжается этими данными и насколько прозрачна в этом для пользователя.
Миф № 5. Колонка быстрее выходит из строя, если держать ее постоянно включенной.
Егорчев сообщил, что, с точки зрения аппаратной части, современная электроника рассчитана на длительную непрерывную работу.
«Основной "враг" устройства – это не время работы, а перегрев, поэтому важно ставить аксессуар подальше от источников тепла, могут повлиять также скачки напряжения в сети, здесь поможет качественный блок питания или сетевой фильтр. Так что можете не переживать – смело держите ее включенной», – вынес вердикт ученый.
В завершение директор института сказал следующее:
«Умная колонка – это просто инструмент. Друг он или враг – зависит исключительно от нас. Она "друг", когда помогает управлять бытом, экономит время, напоминает о важном и развлекает. Девайс может стать "врагом", если мы бездумно делегируем ему все решения и перестаем контролировать свою цифровую приватность. Ключ – в осознанном использовании».
Эти и другие актуальные вопросы изучают на направлении «Информационная безопасность» в ИВМиИТ, отметил Антон Егорчев.
Напомним, научно-популярный проект инициирован Департаментом по информационной политике КФУ. Стать участником может каждый, прислав свой миф на электронный адрес: pressa-kfu@mail.ru. Самые неоднозначные заблуждения развенчают ученые Казанского университета. Ранее эксперты обсудили мифы о бабьем лете, инвестировании и ДНК.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.