Современная стратегия КФУ следует за мировыми тенденциями, которые диктуют новые правила. Основное из них - всеобщая цифровизация и формирование университета формата 4.0. Эта концепция предполагает не только одновременное развитие образования, науки и трансфера технологий, но и объединение всего в единую цифровую сеть с возможностью быстро реагировать на изменения. Ни для кого не секрет, что именно сфера медиа быстрее всего адаптировалась к новым правилам и стала именно той отраслью, на которой апробируются технологии и новые способы преподнесения информации.
«Мы повторно собираемся в этой аудитории вместе с преподавателями и работодателями. Хорошо, что Римма Атласовна Ратникова согласилась принять участие в нашем обсуждении, являясь не только заместителем председателя Госсовета Татарстана, но и как журналист и давний друг университета. Во время первого обсуждения у нас возникли вопросы о реальности достижения показателей, озвученных директором высшей школы, а второе посвящено возможности фокусировки материальных и нематериальных ресурсов на этих целях», - заметил ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров, приветствуя участников встречи.
Еще одним отличием от предыдущих обсуждений стратегии КФУ и Высшей школы является участие студентов в этом процессе. Мнение тех, кому предстоит работать в выстраиваемой сегодня системе особенно важно для руководства университета. Что касается выполнимости стратегических целей, то директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций сразу показал осведомленность об имеющихся сейчас недостатках.
«Главный вопрос - насколько быстро мы сможем среагировать на изменения, сможет ли действующая структура ответить на все те перемены, которые происходят вокруг нас? Эти вопросы риторические и ответа на них, к сожалею, нет», - заявил Леонид Григорьевич Толчинский.
Тут же прозвучали предложения о том, как изменить ситуацию за счет движения в управленческой структуре. Планируется создание кафедры национальных и глобальных медиа (направление «Журналистика») и кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций (направление «Телевидение»), без изменений останется кафедра PR. Такое объединение позволит сконцентрировать усилия, оптимизировать расходы на содержание и повысить практикоориентированность направлений подготовки. Эта же цель стоит в основе создания базовых лабораторий на площадках партнерских СМИ. Отдельно упомянули заинтересованность работодателей в такой стратегии: многие практикующие журналисты уже преподают в Высшей школе, транслируя свое видение непосредственно студентам. Это – еще один показатель практикоориентированности новых подходов в ВШЖиМК, но главным маркером является активная работа и интерес студентов школы к площадкам практик, развернутым внутри университета.
«Приход Леонида Григорьевича изменил многое, - заметил директор медиа-лаборатории UniverTV Ильдар Азатович Каримов. - Уровень нашего студенческого телеканала и контента изменился. Команда, которая пришла с ним, смогла начать движение».
Помимо подготовки журналистов затронули и тему исследований, проводимых в Высшей школе. Прежде всего, это создание «Центра медиаэкспертиз», с собственной автоматизированной системой анализа СМИ и общественных мнений, разрабатываемой сейчас совместно с математиками КФУ. Причем реализация проекта, по большей части, будет производиться за счет собственных средств. За прошлый год ВШЖиМК заработала 84,5 миллиона рублей от основной образовательной деятельности. Цифры будут расти. Конечная же цель – качество образования и узнаваемость структуры.
На сегодня Высшая школа журналистики уже присутствует в международных рейтингах, а в планах - попадание в топ-100 по данным QS и рост собственных доходов до 140 миллионов рублей к 2020 году.
Вместе с тем, комментируя доклад, Ильшат Рафкатович Гафуров заметил недостаточно четкое определение модели развития Высшей школы и целей, которых предполагается достичь.
«К сожалению, я и сегодня задаю те же вопросы, что и в декабре, надеюсь, вы сможете на них ответить», - обратился ректор КФУ к Леониду Григорьевичу Толчинскому.
Осложняется ситуация отсутствием бюджетных мест по направлениям подготовки на следующий учебный год. Это значит, что наши выпускники должны не только быть довольными качеством образования, но и иметь возможность быстро окупить затраты на свое обучение. При этом востребованность в знающем работнике по-прежнему существует.
«К сожалению, медиарынок находится в нестабильном состоянии. Там большое количество людей не очень понимают, какими последствиями нам грозит цифровизация. Ко мне приходят руководители СМИ и говорят, что сегодня нет людей, способных подготовить качественный медиа продукт», - ответил директор Высшей школы.
В частности, Римма Атласовна Ратникова отметила особые требования к качеству и уровню подготовки будущих работников сферы медиа. КФУ, являясь, по сути, единственным профильным вузом в регионе, взял на себя ответственность, которую переложить не на кого, от этого и внимание к защите стратегии именно Высшей школы журналистики приковано столь пристальное.
Сегодняшние проблемы же, по мнению Леонида Григорьевича, отчасти связаны с низким уровнем оплаты труда и высоким требованиями. В связи с этим и было введено большое количество направлений подготовки, но такой подход эффекта для университета не дал. От малых групп в системе подготовки будут отказываться уже в ближайшее время.
По мнению проректора по экономическому и стратегическом развитию Марата Рашитовича Сафиуллина, оптимистичные перспективы есть и в имеющихся условиях. Однако в целом показатели Высшей школы пока ниже средних по университету, и это та точка, на которую следует обратить внимание.
«Нам нужна свежая кровь, новые преподаватели, магистры, исследователи. Это самое главное. Показатели подразделения по отношению к другим не изменились, но мы динамично развиваемся, и для этого требуются значительные усилия. Самым большим достижениям в 2017 году стало продвижение в предметном рейтинге QS. Это значит, что наш подход дает результаты. Однако основной вклад в этот рейтинг все же внесли наши международники и экономисты», - заявил проректор КФУ.
В целом мнения слушателей проекта «дорожной карты» сошлись на том, что Высшей школе необходимо более активное, смелое движение вперед. Изменения уже налицо, но они недостаточны, исходя из имеющихся сегодня у ВШЖиМК возможностей. Ожидается, что поспособствовать качественному рывку помогут новые подходы к управлению подразделением.
В итоге стратегия развития подразделения сегодня принята не была. Озвученные в «дорожной карте» предложения требуют доработки, поэтому документ вступит в силу только после внесения изменений и предложений от сотрудников Высшей школы и работодателей.