Доцент кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения КФУ Азат Ахунов был удостоен награды за серию публикаций «Иран без стереотипов» на личной странице в социальной сети Facebook.
В конкурсе «Иран в медиапространстве России» принимали участие российские журналисты и блогеры, опубликовавшие в 2017 году оригинальные материалы об Иране на тему культуры, искусства, языка, литературы, общества, традиций, природы или туризма. В своих постах Азат Ахунов поделился с читателями знаниями о повседневной жизни в Иране, в том числе религиозной ее стороне, и практических моментах, таких как развитие импортозамещения в Иране, ценовая политика в отношении тех или иных товаров и услуг, полученными в ходе прохождения двух стажировок в государстве Передней Азии.
«Мне посчастливилось побывать в Иране дважды – в 2014 и 2015 годах – по приглашению Фонда «Саади» в рамках прохождения языковых стажировок. Тогда вместе со мной в Иран отправились еще несколько сотрудников КФУ – все они проходили обучение, направленное либо на получение базовых знаний в области персидского языка, либо на усовершенствование навыков владения им, - пояснил цель своих поездок в Иран Азат Ахунов. – Надо сказать, нам был организован прием на самом высоком уровне. Принимающая сторона — сотрудники Фонда «Саади» — буквально носила нас на руках. Помимо достаточно интенсивных образовательных курсов в свободное от учебы время для нас было организовано множество встреч как официальных, так и неофициальных, поездок по стране, посещений музеев, выставок, исторических достопримечательностей.
В первый раз нам довелось посетить исторически важные города Ирана - Исфахан и Шираз, а во второй мы путешествовали по северу страны, побывав, в частности, в Тебризе и иранских горах. Причем везде нас принимали первые лица — ректора вузов, руководители крупных научных сообществ, библиотек, музеев, крупные чиновники, вплоть до экс-спикера иранского парламента Хаддад Аделя. Институт международных отношений, истории и востоковедения КФУ активно развивает взаимодействие с иранскими научными и культурными организациями. Зная об этом, представители вузов Ирана, которые нам довелось посетить, неоднократно выступали с предложениями о дальнейшем развитии сотрудничества в той или иной области.
О нас писали в СМИ, а радио Ирана посвятило специальную передачу нашему визиту. Это объясняется тем, что мы были для иранцев в диковинку: «Гости из России? Да еще мусульмане? Да не может такого быть!». В ходе передач мы много говорили о влиянии иранской культуры на татарскую литературу, на искусство в целом, об исторических взаимосвязях двух народов, о многочисленных рукописях на персидском языке, хранящихся в казанских архивах – общих тем для беседы было предостаточно. Честно говоря, мы не привыкли к такому вниманию к нам, простым преподавателям. Все время не покидало ощущение, что нас с кем-то перепутали».
По словам Азата Ахунова, самые яркие впечатления о жизни в Иране у него остались от того, как выстраивается быт простых иранцев в условиях санкций, ведь ситуация, в котором находится ИРИ, схожа с той, в которой оказалась Россия в последние годы. В своем посте он рассказывает, что «на взгляд стороннего человека, никакого кризиса в Иране не чувствуется. Магазины полны товаров, Тегеран задыхается от бешеного трафика, похлеще московского. Сами иранцы жалуются на взлетевшие цены, но они даже по казанским меркам вполне демократичные. Народ вполне миролюбив, свободен от интернет-зависимости, гуляет в парках, посещает музеи, исторические места.
В Иране полноценно работает программа импортозамещения. Почти все продукты иранского происхождения. Люди покупают Peugeot, Renault и Samand местного производства. Те, кто беднее, передвигаются на мопедах и велосипедах местного производства. Все чиновники передвигаются исключительно на местных Samand. Любая бытовая вещь: зубная паста, канцтовары, электровилки, розетки и даже одноразовая пластиковая посуда — все иранское. И очень хорошего качества. Все необходимое производится в стране. Что-то особое, например модная одежда, импортируется из соседней Турции. И, что немаловажно, в Иране нет резкой инфляции. Местная валюта — иранский риал — контролируется властями. За все время нашего пребывания курс ее оставался стабильным».
Важно и то, пишет Азат Ахунов, что «страна предстает в СМИ и в интернете как авторитарная держава, где балом правят исламисты, а сама она находится чуть ли не в полувоенном положении. Да, это исламское государство. Мало того, государство шиитское. Женщины поголовно ходят в платках и в закрытых одеждах. Любая иностранка, будь то атеистка, пацифистка или феминистка, пересекая границу страны, обязана переодеваться по иранскому дресс-коду. Мужчины должны избегать шорт, рубашек с коротким рукавом и галстуков.
Но не так все строго, как кажется. Да, платки носят все, но как! Среди массы одетых во все черное женщин и девушек выделяется немалая часть молодежи, которая очень либерально относится к общепринятым правилам. Платок у девушек-неформалок может находиться на затылке, а сами они одеты в обтягивающие джинсы и яркие кроссовки. Ну и чисто символическая накидка сверху. Никто их не арестовывает и даже не смотрит косым взглядом. Мало того, некоторые молодые пары ходят в обнимку, хотя кто знает, может, это муж и жена?»
Подробнее с серией публикаций Азата Ахунова «Иран без стереотипов» можно ознакомиться здесь.