Птиц можно и нужно подкармливать хлебом. Этот зерновой продукт привычен для рациона пернатых, так что лучше подкормить птичек хлебом, чем оставить их гибнуть от холода и голода. Об этом рассказал заведующий кафедрой биоэкологии, гигиены и общественного здоровья Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета Ильгизар Рахимов.
Ильгизар Рахимов призвал горожан подкармливать насекомоядных или зерноядных птиц, для которых сейчас недоступен корм.
«Любой человек даже на балконе, за окном может установить импровизированную кормушку. Если регулярно подсыпать в нее корм, то можно получить настоящее удовольствие от общения с птицами. Синицы очень быстро разведают такие места и вместе с собой приведут своих подруг. Воробьи в этом плане более трусливые, на кормушки не особо идут. Для синиц лучше подсыпать семечки – не каленые, не соленые, любые семена. В Татарстане обитают несколько видов синиц, на кормушки обычно подлетают два-три вида – это большие синицы, иногда лазоревки», – отметил профессор КФУ.
Вместе с тем Ильгизар Рахимов опроверг расхожий миф о том, что птиц якобы нельзя кормить хлебом.
«Мы не знаем ни одного случая гибели птиц от того, что они поели хлеб. Что за абсурд, якобы птиц нельзя кормить хлебом? Хлеб – это зерновой продукт. Для птиц, которые питаются семенами, зернами, а это воробьи, голуби, хлеб – это обычный корм. Они расклевывают хлеб, все нормально. Ни одна утка, которую кормят хлебом на Булаке или Кабане, не умерла от того, что она подавилась хлебом. Откуда пришел этот миф? Лучше дать крошки хлеба, чтобы птицы не умерли от холода и голода, чем ничего не давать», – убежден он.
Ильгизар Рахимов рассказал, что в этом году начало зимы выдалось не совсем типичным. Сначала было достаточно тепло, продолжительное время зеленела трава, и резко, буквально за несколько дней, земля покрылась снегом. В этой связи получилось заметное смешение прилета и пребывания в Казани птиц-ягодников: свиристелей, дроздов и снегирей.
«Многочисленные стаи по несколько сот птиц одновременно порхали с одного места на другое в поисках ягод рябины. Кстати, их в этом году очень много. Огромные стаи могли бы и не конкурировать между собой, ягод то много. Но интересно было наблюдать их взаимоотношения: когда налетала большая стая дроздов, а они более крупные, нахальные и шумные, это заставляло срываться с мест снегирей, которые, безусловно, самые скромные в этом ряду. При избытке ягод все равно были определенные предпочтения к каким-то посадкам. Но явных драк не было, урожая достаточно», – отметил эксперт.
По словам Ильгизара Ильясовича, сейчас количество птиц-ягодников уменьшилось: стало холоднее, и уровень снежного покрова значительно увеличился. В итоге небольшое снижение численности наблюдается, некоторые птицы перекочевали в более южные места.
«У снегирей тактика действий зимой такова: они поклюют семена ягод, а мякоть падает на снег. В итоге снег эту мякоть запорошил. А когда весной снег начнет таять, из снежного плена эта мякоть ягод слой за слоем начнет высвобождаться. Снегири, прилетая весной, подбирают со снега мякоть. То есть сейчас они делают своего рода запасы. Снегири не сидят на одном месте, продолжают кочевки в пределах региона. Рябинников тоже стало меньше, холода есть холода. Свиристелей было не так много, хотя возле парка "Крылья Советов" я наблюдал стаю в 300 свиристелей на территории школы», – рассказал он.
Сообщил профессор КФУ и еще об одном интересном наблюдении. Несколько недель назад на территории Казани он встретил мохноногого канюка, или зимняка (вид птиц семейства ястребиных).
«Это хищная, достаточно крупная птица, которая, как снегири и свиристели, прилетает к нам только зимой, зимует в наших краях. Эту птицу в черте города я не видел уже лет 20», – рассказал он.