На основании приказа Минобрнауки Российской Федерации и Российской Академии Наук (РАН) ученые и учителя базовых образовательных организаций КФУ под руководством д.п.н., профессора, эксперта РАН Хузиахметова А.Н. продолжают изучать и анализировать новое поколение федеральных образовательных программ и учебников для образовательных организаций РФ.
При этом ученые и учителя БОО А.Ф.Сидорова (МБОУ «Гимназия №50»), Г.А.Исмагилова (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12), С.Д.Назарова (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33»), Н.А.Вихерева (МАОУ «Лицей №121 им. Героя СССР С.А Ахтямова») тщательно изучили программы по предметам, включающую пояснительную записку и содержание по каждому классу, требования к результатам освоения основных образовательных программ с учетом основных содержательных линий для включения во ФГОС.
Е.А.Сидова (МБОУ «Трехозерская СОШ» Спасского района), Н.И.Лукоянова (МБОУ «Кулангинская ООШ» Кайбицкого района) анализировали планируемые результаты освоения программы по учебному предмету (по каждому классу): отражают ли круг актуальных и современных научных знаний в соответствующей предметной области; учитывают ли психологические и физиологические особенности учащихся; включают ли сведения об актуальных и современных научных знаниях, овладение которыми принципиально необходимы для успешного обучения и социализации учащихся; представлены ли в соответствии с методологией развития научного знания в предметной области; позволяют ли сформировать целостное представление о научном познании, заложить основы исследовательских компетенций и включают ли базовые понятия о развитии мира, общества, человека.
А Н.М.Амуковой, учителем начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Болгарская средняя общеобразовательная школа №2» Спасского района РТ, была проанализирована обязательная часть основной образовательной программы «Технология» (1-4 классы).
Программа «Технология» отражает круг актуальных и современных научных знаний в этой предметной области. Разделы «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания», «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты», «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере» помогут подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе, развить и воспитать широко образованную, культурную, творческую, инициативную и предприимчивую личность.
Итоговый вывод нашими экспертами формируется в целом по комплекту документов, а также по каждому из представленных документов. Отдельно в выводах по документам указываются замечания и рекомендации экспертов по каждому классу уровня образования. Вывод содержит характеристику применяемых актуальных научных знаний, современных концепций развития предметной области. Вывод однозначно определяет – рекомендуется ли материал для дальнейшего включения во ФГОС и применение программы в учебном процессе. При наличии частичных замечаний наши выводы содержат рекомендацию по применению разработанных материалов с учетом устранения замечаний. В случае неудовлетворительно выполненной работе по разработке материалов, мы указываем на невозможность рекомендации к использованию материалов и обоснованный довод по каждому замечаний.
Учитель БОО КФУ Н.В.Гурнович отметила, что в курсе предмета «Окружающий мир» лишь в первом, втором классе отводится очень малая часть времени на обучение личной безопасности ребёнка. Ведь предмет называется «Окружающий мир», что говорит не только об исследовании флоры и фауны, которую дети и так будут изучать на уроках биологии и географии, но и всех «неожиданностей» с которыми может столкнуться ребёнок во внешнем мире.
Вот еще одно экспертное мнение о программе курса «Окружающий мир».
Анализируя п. 2.2.2.5 (Основное содержание учебного предмета – «Окружающий мир») Примерной основной образовательной программы начального общего образования, мы видим следующее: в результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Основные содержательные линии курса «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Экспертиза федеральных образовательных программ и учебников для школ, гимназий, лицеев Российской Федерации продолжится до конца учебного года.