Чем грозит популярность в раннем возрасте? Как монетизация у юных блогеров может сказаться на семейном сценарии? Есть ли плюсы у такого занятия? Все «за» и «против» детского блогинга назвала эксперт Казанского федерального университета.
Говоря о пользе активности ребенка в медиа, доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Гульнара Валиуллина отметила, что блог помогает в развитии навыков ребенка, например: уверенно держаться перед камерой, формулировать мысли, структурировать контент, работать с обратной связью, даже если она негативная, а также планировать свое время.
«Блогинг – это отличная школа коммуникации, креативности и самоорганизации. В процессе ребенок осваивает основы маркетинга, SMM, монтажа, копирайтинга, финансовой грамотности, если у него есть заработок, а зачастую он есть. Увлечение блогом может стать серьезным стартом для будущей карьеры в digital-сфере. Кроме того, при грамотном подходе и поддержке аудитории дети могут завести интересные знакомства и ощущение собственной значимости. Все это, конечно, будет положительно влиять на формирование личности», – подчеркнула психолог КФУ.
К плюсам ведения детского блога эксперт отнесла и заработок, который может стать вкладом в будущее образование ребенка или его личный капитал. Однако, по словам Валиуллиной, в этом вопросе очень важно участие родителей, которые помогут воспитать финансовую грамотность, чтобы деньги не тратились бездумно, а, например, откладывались. В таком случае, говорит она, заработанные деньги будут хорошим подспорьем для дальнейшей жизни блогера.
Из минусов доцент выделила следующее:
«Недостатков тоже достаточно много. Во-первых, угроза безопасности. Ребенок оказывается в открытом информационном поле, что может привлечь в его жизнь буллинг, распространение личных данных и нежелательные контакты. Он будто взрослеет в зоне видения его подписчиков, лишаясь бесценного опыта ошибок и взросления без внимания с их стороны. Находясь постоянно в публичном поле, ребенок становится как бы заложником своего образа, и это мешает его нормальному взрослению. Кроме того, возможно и выгорание в виде хронического стресса, потому что блогеру необходимо постоянно гоняться за лайками и охватами, он работает в режиме дедлайнов. Это непосильная и психоэмоциональная нагрузка для неокрепшей нервной системы детей, и конечно, это ущерб образованию, живому общению, то есть работа – блогинг, вытесняет учебу, хобби, простое ничегонеделание с друзьями, которое тоже важно для развития личности».
Ранняя популярность грозит искажением детской картины мира, кризисом идентичности и риском преждевременного взросления.
«У ребенка может сформироваться убеждение, что успех, который он получает, признание и деньги приходят легко и быстро – не нужно прилагать систематические усилия, усердно учиться и терпеть неудачи. Блогинг обесценивает процесс классического образования и труда. Следующий риск – это кризис идентичности, то есть он начинает путать свою настоящую личность с тем образом, который востребован аудиторией, и в период подросткового самоопределения у него может возникнуть вопрос: "а кто я без лайков и подписчиков?", что может быть разрушительно, – пояснила Гульнара Валиуллина. – В данный период еще можно отметить риск преждевременного взросления. Популярность заставляет детей решать взрослые задачи, нести ответственность перед аудиторией, а, сталкиваясь с критикой, вести переговоры с подписчиками и так далее. Все это лишает возможности проживать детство в его классическом защищенном понимании».
Взлет детского блога становится серьезным вызовом для семьи: роли и авторитеты могут поменяться кардинально, сообщила доцент кафедры клинической психологии и психологии личности.
«Та традиционная модель, где родители являются добытчиками и, конечно, авторитетом, рушится. Ребенок начинает воспринимать себя главным спонсором семьи, что чревато падением родительского авторитета и ростом конфликтов. Отношения родители–дети уже строятся не на любви и заботе, а на логике прибыли, то есть папа и мама превращаются из воспитателя в менеджера или продюсера для своего ребенка, если помогают ему заниматься блогом. Ключевая задача родителей в этой ситуации – не поддаться искушению и остаться в своей роли, поэтому важно с самого начала выстраивать здоровые финансовые отношения. Если ребенок начинает зарабатывать деньги, то можно открыть для него накопительный счет и объяснить ему, что большая часть заработка – это его будущее. Родитель всегда должен оставаться тем, кто устанавливает границы и обеспечивает безопасность независимо от доходов чада», – подчеркнула эксперт КФУ.
По словам Валиуллиной, у юных блогеров «звездная болезнь» развивается сильнее, чем у взрослых. Связано это с тем, что у детей еще недостаточно жизненного опыта, не сформирована психика.
«Взрослый артист, как правило, к моменту славы проходит долгий профессиональный путь, у него уже были взлеты и падения, что формирует "иммунитет к звездности". Первый успех может сформировать у ребенка ощущение собственной гениальности и избранности. Детская психика более лабильная, уязвимая. И если он получает частую похвалу и внимание от миллионов людей, то привыкание к этому происходит очень-очень быстро. А критику дети, наоборот, воспринимают как катастрофу, потому что еще нет прочного стержня, который отделяет личность от публичной деятельности. Возникает "эффект пузыря": популярный ребенок оказывается в социальном вакууме, где его окружают люди, заинтересованные в его успехе, – это, как правило, продюсеры, другие блогеры, фанаты ребенка, которые редко укажут на его ошибки. Сверстники могут либо завидовать, либо льстить, если дружба с блогером выгодна для них», – рассуждает психолог.
Важно отметить, что, взрослея, дети-блогеры теряют свою былую славу. Растут они сами, взрослеет и их аудитория. По мнению Г. Валиуллиной, такой сценарий для них – самый трудный. Есть риск появления эмоциональных и психических проблем, высока вероятность развития депрессии, тревожных расстройств, апатии.
«Еще вчера ему рукоплескали, а сегодня публика равнодушна. И с такой потерей без профессиональной поддержки справиться очень сложно. Также здесь имеет место кризис самооценки, поскольку самоуважение и самоидентификация были построены на количестве подписчиков и лайков, и спад охватов ребенок воспринимает как личную трагедию. Он становится социально дезориентирован, потому что многие годы жил в определенном ритме, имел четкую цель. Интегрироваться в нормальную жизнь, то есть вернуться в школу после славы в блогинге и снова стать учеником, – это очень сложная психологическая задача», – рассказала о последствиях доцент.
В завершение Гульнара Валиуллина напомнила, что детский блогинг – это инструмент, который может дать мощный запуск личному развитию, но в то же время может серьезно травмировать.
«Роль родителей очень важна, и она трансформируется из простых воспитателей в роль мудрых наставников и, главное – защитников интересов психологического благополучия ребенка. Без участия родителей, без участия значимого взрослого и установления четких границ эта история очень редко заканчивается благополучно», – подытожила эксперт Казанского федерального университета.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.