7 февраля в Институте управления, экономики и финансов состоялось открытие Региональной конференции «Современные формы и методы обучения финансовой грамотности во внеурочной деятельности в образовательных организациях».
Конференция проводится при поддержке Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.
На открытии мероприятия присутствовали: проректор по инженерной деятельности Казанского федерального университета Наиль Кашапов, заместитель директора по научной деятельности ИУЭФ Ленар Сафиуллин, консультант Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов Российской федерации Елена Ильина, руководитель Федерального методического центра грамотности системы общего и среднего профессионального образования Николай Берзон, руководитель Казанского ММЦ Айдар Туфетулов и другие.
В работе конференции принимают участие эксперты федерального и регионального уровня. Цель конференции - обсуждение актуальных вопросов финансового просвещения населения, обмена опытом регионов, формирования педагогического сообщества в области финансовой грамотности.
От лица ректора Казанского университета участников конференции приветствовал проректор Наиль Кашапов.
«Финансовую грамотность в современных условиях нужно постоянно совершенствовать. Изменения в стране происходят быстрыми темпами. Очень важно донести это до молодого поколения. Кто может это сделать как не педагоги, которые здесь собрались. Методические основы, которые вы разрабатываете, продвигаете в жизнь, представляют большой интерес, имеют огромное значение, - отметил он. – Я желаю вам освоения этих знаний, дальнейшего развития».
Профессор кафедры финансовых рынков и финансовых институтов ИУЭФ КФУ Игорь Кох рассказал, что в рамках данного мероприятия будут подняты, в частности, такие вопросы, как внедрение курса финансовой грамотности в программы общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования.
«Здесь собрались те, кто обучает преподавателей, уже использует полученные знания, - поделился И.Кох. – Финансовая грамотность – это то, что требуется каждому человеку. Мы все сталкиваемся с необходимостью совершать финансовые операции, взаимодействовать с различными финансовыми институтами, защищать свои права - в качестве потребителей. При этом, к сожалению, необходимые знания могут быть с трудом получены в рамках семьи. Представители старшего поколения, выросшие в другой экономической среде, не обладают соответствующими знаниями, чтобы обучить этому своих детей и внуков. Поэтому мы вынуждены возлагать на школу обязанность учить подрастающее поколение, как правильно и безопасно пользоваться финансовыми услугами, как не оказаться обманутым, обеспечить свою старость, защититься от рисков. Именно поэтому проект реализуется по всей стране».
Он также добавил, что, в идеале, курс финансовой грамотности должен преподаваться в школе в течение 10 лет. Плюсом, по мнению профессора, будет включение элементов финансовой грамотности в другие дисциплины, такие как обществознание, математика и др.
Руководитель Челябинского РМЦ Ирина Кетова рассказала, что субъект подключился к системе финансовой грамотности в прошлом году.
«Согласно плану Министерства финансов, нам было доверено обучить 450 учителей школ, колледжей и детских домов. Сейчас успешно прошли обучение больше половины слушателей, осталось порядка 150 человек. Программа утверждена Минфином России, 72-часовая, где есть два блока: очный и заочный».
К слову, первый блок подразумевает обучение учителей в течение 40 часов: интенсивы, деловые игры, традиционные лекции. Обучение построено по принципу деления учителей на потоки согласно категориям слушателей: 1-4 классы, средняя школа, старшие классы. Также отдельно обучают педагогов ссузов, детских домов и интернатов.
«Уже два года, как мы включили вопросы финансовой грамотности во все учебные программы. Каждый предмет имеет отдельный раздел, посвященный этим знаниям. Даже на уроках литературы мы учимся правильно склонять числительные, употреблять их в речи в соответствии с правилами русского языка. На уроках математики дети учатся решать финансовые задачи, на уроках информатики – создают калькуляторы, - рассказала об опыте Лицея имени Н.И.Лобачевского его директор Елена Скобельцына. – Результатом работы являются победы наших учащихся на олимпиадах по экономике и финансовой грамотности. Дети с большим интересом изучают раздел, посвященный данной тематике. Кроме того, мы проводим ликбез для родителей».
Данный раздел внедрен в процесс обучения учащихся 6-11 классов.
Руководитель Федерального методического центра грамотности системы общего и среднего профессионального образования Николай Берзон подчеркнул, что проблематика финансовой грамотности приобретает общенациональное значение. Напомним, в сентябре 2017 года в России была принята Национальная стратегия повышения финансовой грамотности до 2023 года.
«Понимая важность финансового образования, государство принимает эту стратегию, потому что, если общество недостаточно разбирается в финансах, есть опасность ввязывания в финансовые пирамиды. Все стремятся заработать как можно больше и быстрее, за этим всегда стоит то, что они попросту теряют деньги. Один из элементов повышения финансовой грамотности – это финансовая безопасность. Вторая проблема – предупредить людей о том, что чрезмерное кредитование приводит к печальным последствиям, - рассказал он. – В этой связи в Москве был создан Федеральный методический центр грамотности, далее к работе начали подключаться и регионы. На первом этапе их было 15, в них были созданы региональные методические центры (РМЦ), в их числе Республика Татарстан. В проекте участвуют 50 регионов. Сеть расширяется».
Он подчеркнул, что подобные конференции важны с точки зрения тиражирования и обмена опыта между регионами.
В рамках пленарного заседания консультант Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов РФ Елена Ильина представила данные исследований по финансовой грамотности, согласно которым средний балл по России составил 12. При этом максимальный балл, который можно было бы получить в рамках исследования, составляет 21. Лучший результат продемонстрировало население Франции: 14 баллов.
В ходе первого дня конференции пройдет работа в следующих секциях: педагогические технологии реализации курса финансовой грамотности во внеурочной деятельности; формирование финансовой грамотности учащихся во внеурочной деятельности по предметам математического и естественнонаучного цикла; система работы в профессиональных образовательных организациях по реализации курса финансовой грамотности.
Конференция продолжится завтра, 8 февраля, в Лицее имени Н.И.Лобачевского. Там состоится педагогическая мастерская, в ходе которой можно будет ознакомиться с опытом педагогических работников по реализации курса финансовой грамотности во внеурочной деятельности.