В последние годы возросло число детей, обучающихся по семейной форме, то есть на дому. Косвенное тому подтверждение – спрос на репетиторов и онлайн-школы не только в формате поддержки в подготовке к государственной итоговой аттестации, но и в качестве основного наставника индивидуального обучения ребенка. Обратную сторону медали открыла эксперт Казанского федерального университета.
Популярность онлайн- или семейного образования, по мнению доцента кафедры начального образования Института психологии и образования Лейсан Каюмовой, продиктована несколькими факторами. Во-первых, оно стало доступным.
«Нормативная база организации данной формы получения образования за последнее время пережила значительное изменение и перестала быть чем-то нетипичным. Механизм перевода учащегося на данную форму довольно отлажен. Ребенок должен быть прикреплен к определенной школе и проходить ежегодную аттестацию для последующего получения аттестата. Более того, в данных условиях становится реальной реализация идей экстерната – ускоренного прохождения 11-летнего школьного обучения», – рассказала педагог.
Во-вторых, значение имеет и «включенность», а иногда и тревожность родителей за свое чадо.
«Популярность онлайн-курсов для будущих и молодых пап и мам, а также сама идея родительства как миссии приводят к тому, что современные родители, по сравнению с прежними поколениями, становятся более включенными в процесс воспитания детей. Многие в данном случае выбирают домашнее образование из-за возможности альтернативных моделей обучения, – сообщила Л. Каюмова. – У меня была интересная беседа с одним из слушателей курсов переподготовки, и оказалось, что он не является профессиональным педагогом, а проходит курс в целях организации домашнего обучения своих детей».
С другой стороны, отмечает доцент кафедры начального образования, развивается диагностика развития детей, и многие индивидуальные особенности выявляются в более раннем возрасте. В связи с этим возрастает актуальность домашнего обучения по адаптированному маршруту, сформированному под индивидуальные запросы ребенка. Когда ученик вовлечен, например, в занятия профессиональным спортом, то в этом случае семейное обучение является единственным удобным способом получения образования.
«Какими бы не были причины выбора домашнего воспитания, это всегда большая ответственность для ребенка и его родителей. Выбор учебно-методического комплекса, педагога, планирование занятий, контроль за усвоением материала – все это становится личной ответственностью ребенка и родителей», – подчеркнула эксперт КФУ.
Школа – это не только место получения знаний, а прежде всего институт социализации. Обучаясь в школе, ребенок учится выбирать и принимать социальные роли, вступать во взаимоотношения – успешные и не очень, отстаивать свое мнение, видеть различия в ценностях и в мировоззрении. Данный аспект трудно восполнить при выборе домашнего образования.
«Школа – это маленькое государство, мини-модель будущего мира, где у ребенка появляется осознание того, что у него есть не только права, но на него возлагаются еще и определенные обязанности, роли, положение в детском сообществе. Необходимо научиться строить взаимоотношения как с педагогами этой школы, администрацией, так и со своими сверстниками. В то же время это общение никогда не будет абсолютно идеальным и без каких-либо подводных камней. Возможны конфликтные ситуации, несоответствие ожиданий и реальности, и ребенок, опять-таки в рамках школы, в более мягких, чем реальная жизнь, условиях, начинает учиться решать проблемы. Этого обучение на дому не даст, – указала на риски Лейсан Каюмова. – При семейном воспитании ребенок буквально будет общаться примерно с несколькими людьми за весь период, включая родителей, ближайших родственников, а также детей друзей семьи. Данный круг расширяется очень значительно именно в школе. Важен и этап дошкольного воспитания в образовательных учреждениях, так как уже с 3 лет дети начинают проходить этапы социализации. Будет лучше, если ребенок столкнется с большим количеством людей с разными характерами. То же самое касается и ребят постарше».
Ранее педагог объяснила, помогать ли детям с уроками, и поделилась советами по выбору школьного рюкзака.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.