В Музее истории Казанского университета состоялась презентация электронного каталога пестречинской керамики – татарстанского народного промысла. Гостям мероприятия рассказали об истории старинного ремесла и его реализации в наши дни.
Открыл вечер и поприветствовал гостей заведующий Этнографическим музеем Казанского федерального университета Арслан Мингалиев.
«Мы очень рады, что на нашей площадке представляются не только выставки музеев КФУ, но и экспозиции наших партнеров и друзей. Я надеюсь, от сегодняшней презентации и авторских работ вы получите удовольствие», – отметил он.
Автор-составитель каталога – профессиональный художник-оформитель и мастер-керамист, лауреат региональных, всероссийских и международных выставок Наталья Пилюгина, которая уже много лет занимается возрождением этого старинного ремесла. Сборник стал результатом проекта Пилюгиной «Возвращая гончарный круг», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив.
«Проект зародился еще 10 лет назад. Мы начали обучать детей Пестречинского района этому промыслу, проводить для них различные мастер-классы, творческие смены», – поделилась Пилюгина.
В электронном каталоге собраны и систематизированы сохранившиеся образцы пестречинской керамики из фондов музеев Татарстана (Пестречинский краеведческий музей, Национальный музей РТ, Государственный музей изобразительных искусств РТ) и Санкт-Петербурга (Российский этнографический музей, Музей Академии Штиглица), а также авторские работы Натальи Пилюгиной.
«Такой богатой истории в других регионах не найти. Каталог в электронном виде скоро станет доступным для всех желающих. В будущем мы хотели бы дополнить его изделиями татарстанских мастеров и выпустить уже в печатном варианте», – добавила она.
Соавтором каталога выступил режиссер, оператор и дизайнер проекта «Возвращая гончарный круг» Николай Штыков. Он рассказал об истории появления керамического мастерства и его основателях.
Казанский уезд в XIX веке, по его словам, славился уникальной школой керамики, возникшей на базе многовековых традиций. Высокий спрос на изделия, производимые мастерами села Пестрецы близ Казани, и увеличение объема производства заставило власти сделать шаг в направлении расширения промысла.
«В 1910 году Казанское губернское собрание приняло решение открыть в Пестрецах художественно-ремесленную гончарную мастерскую. В это время сюда приезжает Александр Иванович Ильинский со своей супругой. Они вместе начинали создавать гончарную художественную мастерскую», – рассказал Штыков.
Мастерская оставалась единственным в Поволжье центром поддержки кустарных промыслов и в 1927 г. была включена в сеть учебно-показательных мастерских страны. Однако постепенно ремесло начало угасать, пока фактически не было заброшено.
Слушатели смогли и воочию ознакомиться с некоторыми образцами из авторской коллекции Пилюгиной, выполненными в технике пестречинской керамики. Презентацию сопровождала тематическая фотовыставка.