В преддверии Международного межрелигиозного молодежного форума, который пройдет 23 ноября, Департамент по информационной политике Казанского федерального университета запускает новый проект «17 ценностей России».
В первом материале цикла эксперты КФУ раскрывают смысл таких ключевых категорий, как жизнь, человеческое достоинство, права и свободы личности. Заведующий кафедрой общей философии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, заслуженный профессор КФУ, академик АН РТ Михаил Щелкунов и доцент кафедры международного и европейского права Юридического факультета Анна Владыкина предлагают экспертный анализ этих понятий в контексте современной эпохи.
Тема жизни издавна занимает особое место в философском и гуманитарном дискурсе. Однако, как подчеркивает М. Щелкунов, понятие жизни интересует не только ученых.
«Каждый человек независимо от профессии и мировоззрения в какой-то момент задумывается о смысле жизни. Жизнь рассматривается прежде всего в ценностном аспекте – как фундамент человеческого существования. С точки зрения гуманистической философии она признается абсолютной и неотъемлемой ценностью, без которой невозможны ни культура, ни общество. В ней неразрывно соединены две стороны – биологическая, отражающая природную сущность человека, и культурно-социальная, выражающая его как существо общественное», – рассказал философ.
Эксперт выделяет несколько принципиальных характеристик жизни.
«Во-первых, жизнь неповторима. Она не подлежит перезапуску или возмещению, потерянную жизнь невозможно вернуть. Во-вторых, жизнь уникальна. Каждый человек – неповторимая личность, обладающая своим внутренним миром и потенциалом. Даже биологически одинаковые близнецы становятся совершенно разными людьми – это общеизвестный факт. В-третьих, жизнь универсальна. Право на существование принадлежит каждому независимо от происхождения, веры, пола, национальности, социального положения или гражданства. В-четвертых, жизнь самоценна. Она не требует оправданий, сам факт рождения, дыхания, созерцания мира – уже достаточная причина признать жизнь ценностью. И, наконец, жизнь фундаментальна. Без нее немыслимо существование других ценностей: свободы, любви, творчества, добра. Ведь именно человек является их носителем», – подчеркнул Михаил Щелкунов.
При этом, по словам завкафедрой общей философии, жизнь всегда сопряжена с угрозами: физическими (болезни, катастрофы), социальными (неравенство, дискриминация) и психологическими (депрессия, утрата смысла). Особую тревогу вызывает влияние идеологий, ориентированных на культ индивидуализма и отказ от семьи, так называемых неолиберальных и трансгуманистических течений.
«Сегодня особенно важно защищать жизнь во всех ее проявлениях. Закон должен охранять ее юридически, общество – поддерживать семьи и материнство, культура – воспитывать уважение к жизни, а психология – помогать преодолевать внутренние кризисы», – проинформировал он.
Человеческое достоинство – не менее важная ценность, чем сама жизнь. Оно является ее нравственной стороной, внутренним измерением. Согласно философскому определению, достоинство – это неотчуждаемая нравственная ценность, выражающая внутреннюю самоценность личности, ее право на уважение и свободу самоопределения. Философ выделяет три ядра понятия достоинства: самоценность, уважение и свободу.
«Самоценность достоинства заключается в том, что оно не зависит от богатства, происхождения, образования или вероисповедания. Человек рождается уже достойным, не по заслугам, а по факту самого существования. Достоинство отличает человека от инструмента, оно требует видеть в личности цель, а не средство. Немецкий философ Иммануил Кант выразил это предельно ясно: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда – только как к средству". Это высказывание стало нравственным ориентиром всей гуманистической философии. Достоинство также является основой моральной автономии. Оно помогает человеку сохранять внутреннюю свободу, не зависеть от давления извне и не предавать себя ради выгоды или из страха», – объяснил профессор.
Философ предостерегает от подмены понятий.
«Достоинство – это не гордыня, не честь и не заслуги. Гордость сравнивает себя с другими, честь зависит от мнения общества, заслуги можно утратить. А достоинство – внутреннее чувство, не требующее подтверждения», – рассказал М. Щелкунов.
Его утрата начинается там, где человек добровольно соглашается быть средством ради выгоды, признания или из страха. Это и есть «недостойное поведение», потому что оно разрушает личность изнутри.
Связь достоинства и совести также неразрывна. Совесть – это внутренний «прокурор», не дающий покоя и побуждающий к очищению.
«Потеряв достоинство, человек способен на подлость, недостижимую для животного. Но сохранив – способен на высоты духа, культуры и творчества», – пояснил эксперт.
Юридическая составляющая человеческих ценностей посвящена соотношению понятий права и свободы, а также роли человеческого достоинства в правовом государстве.
«Право – это активное притязание, предполагающее действие или воздержание от него, а свобода – отсутствие ограничений, пространство для самореализации», – объяснила Анна Владыкина.
Юрист сказала, что право предполагает обязанность государства действовать (например, обеспечить доступ к образованию), тогда как свобода требует от государства невмешательства – защиты личной жизни, свободы совести, слова и выражения. Тем не менее в международных документах эти понятия часто употребляются вместе, поскольку выражают единую философию – признание достоинства и равного статуса каждого человека.
«В 2026 году исполняется 60 лет с момента принятия двух ключевых международных пактов – о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных. Эти документы по-прежнему остаются фундаментом международной системы защиты прав человека», – подчеркнула доцент.
В современном правовом государстве именно достоинство является высшей ценностью, предопределяющей содержание и направление деятельности власти. Это не просто декларация, а основополагающая норма, на которой строится принцип верховенства права.
«В подлинно правовом государстве права и свободы человека не являются второстепенными, они – центральная цель государственной политики. Такие ценности как достоинство, свобода, демократия, равенство, законность и уважение к правам личности, включая права меньшинств, взаимосвязаны и образуют единую систему. При этом права человека существуют на двух уровнях: моральном и юридическом. Даже если то или иное право не закреплено в национальном законе, оно может сохранять моральную значимость и юридическую силу в рамках международного права», – рассказала А. Владыкина.
Современная цифровизация, отмечает эксперт, радикально изменила систему ценностей.
«Во-первых, классические права обрели новое содержание. Так, право на частную жизнь теперь подразумевает защиту от массового электронного наблюдения, сбора и обработки персональных данных не только государством, но и корпорациями. Свобода выражения должна включать защиту от алгоритмических искажений и дезинформации. Во-вторых, возникли новые цифровые права – на стабильный доступ к Интернету без дискриминации и на "цифровое отключение" – возможность отключаться от рабочих контактов вне рабочего времени. Это уже закреплено в законодательстве ряда стран, таких как Франция, Испания и Австралия, к примеру. В-третьих, цифровизация породила и новые угрозы, прежде всего, со стороны искусственного интеллекта. Алгоритмы, обученные на предвзятых данных, воспроизводят социальное неравенство и тем самым подрывают принцип недискриминации. Когда технологии редуцируют человека до набора данных, исчезает само осознание достоинства личности», – проинформировала юрист.
В заключение специалист отмечает, что уровень уважения к правам человека в мире вызывает тревогу. Несмотря на отдельные позитивные тенденции, глобальная ситуация характеризуется ростом двойных стандартов и политической избирательности.
«Высокий уровень правовой культуры возможен лишь при единстве трех начал – законодательства, этики и гражданской активности», – отметила Анна Владыкина.
Следовательно, моральное обоснование прав человека предшествует юридическому. Законы – лишь инструмент, посредством которого моральные принципы получают силу. Если закон отстает от нравственного развития общества, мораль становится ориентиром для правовой реформы. Таким образом, соблюдение прав человека требует не только исполнения буквы закона, но и уважения духа справедливости, достоинства и гуманизма.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.
31