В рамках цикла «Здравствуйте, я ваш директор» знакомим вас со Светланой Селивановской – директором Института экологии и природопользования Казанского федерального университета, доктором биологических наук, профессором.
Светлана Юрьевна, добрый день. Расскажите, биология досталась Вам по наследству?
С.С.: В семье мы шутим: мой папа – юрист, окончил Казанский университет, мой муж – юрист, брат моего мужа – юрист, дети окончили Юридический факультет нашего университета и работают по специальности, а я одна «не удалась» (смеется). Нужно сказать, что выбор будущей профессии – это очень интересный и сложный процесс. Когда я училась в школе, мне легко давались гуманитарные предметы. Окончила школу с одной четверкой, все были уверены, что я буду историком, потому что я ходила в университет на соответствующий кружок, писала доклады. Это было очень интересно и увлекательно, но случилось непредвиденное.
В 10 классе на уроках биологии мы начали изучать генетику и решать генетические задачи. С этого момента внутри меня все перевернулось, и я решила, что буду биологом.
Хочу сказать о роли личности преподавателя в выборе будущей профессии. У нас был такой учитель по биологии, который мог увлечь ребят. Неслучайно вместе со мной еще двое из нашего класса поступили на биофак, и мы учились втроем на микробиологии, все трое стали кандидатами биологических наук.
Расскажите о своей профессиональной траектории.
С.С.: Я окончила биологический факультет, училась в аспирантуре, защитила кандидатскую диссертацию. Осталась работать в научной лаборатории лаборантом, далее – младшим научным сотрудником, потом старшим. В 1996 году меня пригласили для преподавания дисциплин, которые были связаны с микробиологией и биотехнологией. На экофаке работала старшим преподавателем, доцентом, профессором. Долгие годы была заместителем директора по международной и научной деятельности.
В 2012 году меня рекомендовали на должность директора института. Так, уже 12 лет работаю директором очень интересного института – Института экологии и природопользования.
В чем особенность института, который Вы возглавляете?
С.С.: Когда в России только начали говорить о междисциплинарных исследованиях, о том, что химики должны «дружить» с биологами, физиками, математиками, медиками и так далее, наш институт уже был оплотом междисциплинарности, потому что он и формировался таким образом, что в его состав входили преподаватели с совершенно разным базовым образованием. Это были и химики, и математики, и биологи, и географы, и физики. Собственно, многие из них и сейчас составляют костяк нашего института. Наш институт занимается проблемами окружающей среды. Мы понимаем, что происходит в окружающей среде и находим решения, для того чтобы нивелировать проблемы. Если проанализировать образовательную деятельность нашего института, вы увидите, что и кафедры у нас специализируются на разных направлениях. Например, самый большой контингент студентов у нас обучается на направлении «Экология и природопользование», а реализуют это направление четыре кафедры: кафедра общей экологии, кафедра прикладной экологии, кафедра моделирования экологических систем и кафедра ландшафтной экологии. На кафедре моделирования в основном работают математики, на кафедре общей экологии – биологи, на кафедре прикладной экологии – биологи, химики, физики. На кафедре ландшафтной экологии – в основном географы.
Сейчас на кафедрах трудятся наши выпускники, которые прекрасно владеют методами формирования геоинформационных систем, дистанционного зондирования Земли, занимаются созданием баз данных, молекулярно-биологическими методами для оценки разнообразия и ответной реакции сообщества на какие-либо воздействия. Все это делает коллектив нашего института молодым.
На направлении почвоведения работают и биологи, и химики, здесь ребят учат тому, каким образом сделать почву плодородной. В основном они связывают свою жизнь со сферой сельского хозяйства.
Метеорологи знают все о том, что касается атмосферы, работают в аэропортах, в нефтедобывающих компаниях.
Землеустройство и кадастры – относительно новое направление. Мы готовим специалистов, которые знают все про землеустройство, как можно лучше использовать землю и как вообще нельзя, можно ли на ней что-то строить, можно ли пахать и сеять.
Три года назад мы начали первый набор на направление «Биотехнология». Биотехнологии призваны заменить некоторые технологии или дополнить уже существующие. Они позволяют изменять геномы растений, делая их лучше, регулировать действия сообществ. Наши направления разные, «насыщены» разными специалистами.
В начале мая Владимир Путин определил национальные цели развития в экологической сфере. Своевременен ли реверанс в сторону экологии? Ожидаете ли вы большой поток абитуриентов в связи с национальными целями?
С.С.: 7 мая Президент подписал Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Впервые в качестве национальной цели включено экологическое благополучие. Цель формирует ряд задач: улучшение качества воздуха в городах, снижение количества непереработанных отходов, поступающих на полигоны, сохранение биоразнообразия, улучшение работы системы заповедников и так далее. В нашей стране это случилось впервые, когда экологическое благополучие поднято до уровня национальных целей. Это значит, что сейчас появятся новые научные, а также инфраструктурные программы. Реализовывать их должны грамотные специалисты, не только менеджеры, а люди, которые, разумеется, владеют основами менеджмента, но еще и являются специалистами в своих областях. Вот таковых мы и готовим.
Мы рады, что правительство понимает важность экологической проблематики, необходимость и востребованность людей, являющихся экспертами в данной области. Уверены, что на наши направления будет высокий спрос среди абитуриентов, специалисты понадобятся для реализации национальных целей. Сейчас потребность наших специалистов поднялась на самый высокий уровень. Я думаю, что абитуриентам и, главное, родителям будет понятно, куда будет направляться финансирование.
Давайте порассуждаем, какими качествами должен обладать студент вашего института?
С.С.: Когда я училась, была студенткой, была открыта первая в России кафедра охраны природы, которая явилась базой для экологического факультета. Тогда охрана природы и экология воспринимались по большей части как некое общественное направление. На всю страну гремела наша казанская служба охраны природы, ребята патрулировали в заповедниках, выезжали на природу. Сейчас то же самое экологическое направление становится технологичнее, более айтишным. Речь не идет о том, что биология и все знания о растениях, их взаимодействиях друг с другом, с почвой, с животными, знания о микроорганизмах, которые обеспечивают вообще существование всей жизни на Земле, рассеялись. Нет, просто появились новые методы анализа, которые позволяют заглянуть вглубь процессов. Поэтому в моем представлении современный студент – это человек, который хочет иметь фундаментальные знания в том направлении, по которому он специализируется. Разрабатывая какие-то фундаментальные основы, человек не должен действовать консервативными методами. Он должен обязательно привлекать все новое, что может ему помочь в его развитии. Что касается общественной жизни студентов, я хочу сказать, что наш институт входит в малую группу институтов по численности студентов. Тем не менее наши ребята организуют различные студенческие общества, в том числе научные, активно занимаются и добровольчеством, танцуют, работают в связке с Министерством экологии и природных ресурсов Татарстана.
Мне важно, чтобы наш студент был увлеченным и заинтересованным. В том случае, если у него есть какие-то желания, ему будет интересно учиться, интересно жить.
Сейчас существует множество современных гаджетов для молекулярной биологии, биохимии, для исследования микроорганизмов. Это очень удобно. Помню свою аспирантскую работу, в которой нужно было определить, в каких условиях вот эти микроорганизмы синтезируют наибольшее количество ферментов, что проявляется в высокой активности. Это очень длительный процесс, но неимоверно интересный. Когда ты получаешь удовольствие от своей работы – это счастье. Я бы хотела, чтобы и студенты чувствовали себя счастливыми во время учебы, научной работы. Такие ребята у нас есть, они работают в наших лабораториях. Для выполнения курсовой работы они приходят сюда два раза в неделю, здесь у них и свой шкафчик, где лежат тетради, где они могут оставить свой ноутбук, чтобы сходить на занятия и вернуться обратно в лабораторию. Это чудо. Хороший студент, с моей точки зрения, – это тот, который чего-то хочет. Он должен хотеть. У него должно быть желание что-то сделать.
Современный эколог – это?
С.С.: Я бы не дала одно общее определение понятию «современный эколог». Он может быть экспертом в разных областях. Есть экологи, которые занимаются контролем качества воздуха, воды. Есть экологи-биотехнологи, основная задача которых заключается в разработке новых биотехнологий, способствующих очистке воды или почвы, получению новых веществ. Они же занимаются селекцией организмов, которые щадящими методами увеличивают урожайность. Есть экологи, которые занимаются анализом природных систем как базы для принятия управленческих решений. Например, сделать так, чтобы лес не являлся источником парниковых газов, а наоборот, поглощал бы опасные газы.
Отсюда и ответ, что современный эколог – это эксперт в своей области.
То есть более технократичен?
С.С.: Есть четкое определение, что экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и их отношениях с окружающей средой. Экология – это фундаментальная основа охраны природы и природопользования. Новые закономерности вряд ли удастся выявить, чего нельзя сказать о прикладных аспектах, базирующихся на экологических законах. Вот здесь возможно большое продвижение.
Как у вас в институте обстоит ситуация с бюджетными местами?
С.С.: В нашем институте 228 бюджетных мест, включая бакалавриат и магистратуру. Ждем абитуриентов!
Являетесь ли Вы приверженцем экологического имиджа?
С.С.: Давайте уточним, что такое имидж. Это образ, который человек создает, чтобы вызвать определенное впечатление у другого человека или группы людей. И главный вопрос – как он создает такой образ. Если это только слова – то, конечно, это никуда не годится. Если же человек в своих действиях руководствуется принципом – «не навреди», то да, это надо поддерживать.
Интересную беседу предлагаю продолжить блиц-опросом.
- Ваш день начинается с...
Я обычный человек, мой день начинается с «доброго утра, внук!», а дальше – завтрак, и бегу на работу. Иногда не замечаю путь от дома до университета. Голова думает о работе, руки сами рулят, ноги нажимают на педали.
- Продолжите фразу: экологом быть...
Экологом быть – думать глобально, действовать локально. Это не я придумала, это знаменитый лозунг Римского клуба. Именно такой образ жизни позволяет не допустить экологических катастроф.
- Книга, которую Вы бы порекомендовали своим студентам?
«Сумма биотехнологии» Александра Панчина. О мифах и правде биотехнологий, о которых рассказывается полупопулярным языком. Интересно читать, в середине глав есть хорошие, реально научные данные по разным вопросам. Читать приятно, потому что очень хорошее рассуждение, с хорошим чувством юмора и скепсиса, и много полезного материала с точки зрения науки и образования.
- Цитата известной персоны, которая повлияла на Ваше становление?
В моем случае это будет не цитата. Однажды я подошла к папе и рассказала, что мне поставили четверку, а соседке по парте с теми же ошибками в работе поставили пять. На все это мой отец сказал, что я должна выполнять работу так, чтобы у учителя не было повода поставить мне четыре.
- Что для Вас значит Казанский федеральный университет?
Вся моя жизнь связана с КФУ. Когда я была студенткой и у меня спрашивали о месте учебы, я отвечала кратко: «в университете». Несмотря на то, что сейчас в Казани есть и другие университеты, я отвечаю так же и добавляю, что работаю там же, в университете. Горжусь тем, что местом учебы и местом работы является Казанский университет. Считаю, что это круто.