При заражении коронавирусной инфекцией в организме человека происходит множество процессов. Тяжелое или легкое течение заболевания зависит от иммунитета человека. Об особенностях коронавируса и о том, как защитить себя, рассказали сотрудники и эксперты Казанского федерального университета.
«Коронавирус – внутриклеточный паразит. Для его размножения необходима клетка, эксплуатируя которую, вирус пробирается внутрь. Наши клетки начинают синтезировать вирусные белки, вирусные нуклеиновые кислоты, клетки человека погибают, вирусы распространяются по другим клеткам. Коронавирус проникает через определенные ферменты – белки – ангиотензинпревращающий фермент 2. Они находятся на клетках, вырабатывающих слизь в дыхательной системе. Первое размножение вируса происходит в носоглотке, и вирус оседает там. Поэтому мазок на ПЦР берут оттуда», – отмечает проректор по биомедицинскому направлению, директор Института фундаментальной медицины и биологии Андрей Киясов.
По словам эксперта, при размножении вирусы опускаются вниз, проникают в легкие. Позже доходят до альвеол, где есть клетки, вырабатывающие специальное вещество – легочный сурфактант, поддерживающий газообмен легких. Вирус убивает эти клетки и размножается в них. Альвеолы сжимаются, развивается дыхательная недостаточность. Самая большая проблема в том, что вирус, разрушив стену альвеол, проникает дальше – в кровеносные сосуды. Он разрушает выстилку сосудов, кровь может выходить и еще больше сдавливает альвеолы. С этим и связано тяжелое течение ковида - легкие становятся похожи на печень: они не воздушные, а заполнены кровью. Но организм борется. У кого-то это протекает в легкой форме, у кого-то в тяжелой. Все зависит от иммунитета.
«При проникновении вируса клетка вырабатывает интерферон и оповещает соседние клетки о необходимости защиты. В этот момент соседние клетки закрываются. Если вирус начинает попадать туда, то клетки с ним справляются, у них есть специальные ферменты для борьбы с вирусом. Но оказалось, что есть люди, у которых интерферона вырабатывается мало. Например, у мужчин с возрастом вырабатываются антитела к интерферонам. Коронавирус, в отличие от других вирусов, попав в клетку, мешает выработке интерферона», – говорит А.Киясов.
По его мнению, коварство вируса заключается в том, что достаточно сложно разобраться, кого он выбирает. Иногда даже при всех коморбидных состояниях при наличии 2-3 хронических заболеваний (полнота, сахарный диабет) вирус проходит легче. COVID-19 – коварный, реальных лекарств против него нет. Но медицинские препараты при лечении необходимы. На первом этапе назначаются противовирусные, на втором этапе подключают биологические препараты, препараты, препятствующие свертыванию крови.
«Как можно уберечь себя от коронавируса? Если все носят правильно маски, то вирусы не распространяются с аэрозолем. Ведь у COVID-19 нет крыльев, он не летает, он находится в капельках жидкости. При выдыхании зараженного человека аэрозоль оседает изнутри маски. Не надо сопротивляться маскам, до коронавируса в Японии люди ходили в масках, так как там аллергия и большая запыленность», – считает А.Киясов.
В отличие от вируса гриппа, симптомы у заболевшего человека появляются не сразу. Вирус уже размножился, человек начинает его распространять 5 дней до появления симптоматики.
«На самом деле либо мы должны прервать распространение вирусов (например, в Китае вылавливали распространителей), либо вакцинироваться. Когда началась коронавирусная история, все думали, что нужен либо лекарственный препарат против вируса, либо вакцина. Любая вакцина направлена на введение в организм человека либо ослабленного, либо убитого вируса, либо его кусочков», – говорит эксперт.
На сегодня в России есть две зарегистрированные вакцины: «Гам-Ковид-Вак» («Спутник V»), разработанная Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф.Гамалеи Минздрава России, а также «ЭпиВакКорона», разработанная НИИ «Вектор» Роспотребнадзора. Сегодня в Татарстан поставляют «Спутник V».
«В составе вакцины "Спутник V" есть аденовирусы, один тип в первой прививке и другой тип во второй. В аденовирус введен кусочек нуклеиновой кислоты коронавируса. Аденовирус, попав в клетки, начинает размножаться. С коронавирусной нуклеиновой кислоты начинает синтезироваться белок шипа. Наши иммунокомпетентные клетки начинают против него бороться, вырабатывать антитела. Клетки, которые боролись, – это клетки памяти. Вся идея этой вакцинации сводится к тому, что в организме останутся клетки памяти. Если на самом деле коронавирус попадет в организм, в этом случае заболевание будет протекать легче или совсем не разовьется, так как наша иммунная система знакома с белком шипа коронавируса. В составе "Спутника V" – два аденовируса. Это сделано для надежности. Потому что нельзя исключить, что с одним аденовирусом человек уже сталкивался и наша иммунная система уже на него заточена. Если при введении вакцины один из аденовирусов будет знаком организму, то иммунная система его убивает до того, как он проникнет в наши клетки», – объяснил проректор.
А.Киясов высказал мнение и по поводу скептицизма людей в вопросе вакцинации.
«Опасения связаны с тем, что очень быстро прошел этап регистрации, появилось у кого-то недоверие. Как ученый, я понимаю, что правильнее проводить все в положенные сроки. Но здесь ситуация экстраординарная. Проблема в том, что если не остановить сейчас, то это приведет к более масштабным последствиям. Вакцина должна защитить того, кто привился, и создать прослойку из тех людей, кто не будет переносчиком COVID-19», – утверждает А.Киясов.
К сожалению, и сотрудники КФУ испытали на себе воздействие вируса. Директор Инженерного института Наиль Кашапов болел COVID-19 в течение прошлого месяца, температура тела поднималась до 38 градусов.
«Я хочу поблагодарить руководство университета, униклиники за хорошую организацию работы. Временный госпиталь обеспечен и ИВЛ, и лекарствами, и аппаратами для поддержания влажности воздуха, температуры. И для вузов республики мы – большой пример. Наличие госпиталя говорит о повышении эффективности лечения. Для нас, университетских людей, важно, что есть своя клиника. Это помогает вовремя выявить болезнь, легче проходить лечение», – считает Н.Кашапов.
К сожалению, отголоски болезни еще остались. Например, требуется несколько минут, чтобы отдышаться после поднятия на третий этаж. К вечеру поднимается температура. Это всё последствия коронавируса.
«Реабилитация – очень долгий процесс, он продлится до 3 месяцев. Сейчас я стараюсь ограничивать выход на улицу, кроме работы. Также организму нельзя давать много нагрузок, есть определенная диета. Если раньше я всегда контролировал работу института, сейчас большую часть времени работаю из кабинета. Главное – носить маску, постоянно мыть руки, не замерзать на улице. Этот вирус не выбирает, стар ты или млад, богат или беден. Никто от него не застрахован», – говорит Н.Кашапов.
Директор института убежден, что вакцинацию необходимо пройти.
«Последствия заболевания гораздо сложнее и неопределеннее, чем последствия от вакцинации», – утверждает руководитель.
Заведующий кафедрой физической химии Химического института им. А.М.Бутлерова Борис Соломонов отмечает сложную симптоматику болезни. COVID-19 вызвал у него мощнейшее обострение панкреатита. Через 2-3 дня после начала болезни его госпитализировали. Оказалось, что именно COVID-19 вызвал панкреатит, одна болезнь наложилась на другую. КТ показала 15% поражения легких.
«Конечно, сегодня я счастлив, потому что выйти из тяжелого состояния выздоровевшим на 74-м году жизни, - это здорово. Большое спасибо сотрудникам временного инфекционного госпиталя! Я давно не был в больницах. Трудно говорить, что госпиталь - это рай, но ничего не вызывало раздражения, все было – и лекарства, и кислород. Медработники о нас хорошо заботились. Радует, что я сразу попал в наши университетские пенаты – униклинику», – говорит Б.Соломонов.
Завкафедрой рассказал и о своем отношении к вакцине.
«Мой путь – вакцинироваться через болезнь – один из самых худших. Ведь я еще не знаю, какие меня ожидают последствия. Я бы посоветовал людям в возрасте от 40 до 60 лет пройти вакцинацию, так как именно этот возраст наиболее интенсивный с точки зрения работы. Некоторые молодые люди живут с пожилыми родственниками, принести вирус в дом – это значит убить родственника. Бояться вакцины не стоит», – резюмирует он.