Изучением ментальных механизмов саморегуляции психических состояний способностей студентов занимаются ученые Института психологии и образования (ИПО) Казанского федерального университета.
Саморегуляция приобретает сегодня особое, практическое значение для сохранения психического здоровья и психологического благополучия каждого человека и общества в целом. Она позволяет людям коренным образом изменить привычный образ жизни и при этом противостоять развитию негативных эмоциональных состояний.
Научными исследованиями и разработками в области саморегуляции занимаются на кафедре общей психологии ИПО. Психологи Казанского университета работают в трех направлениях: исследование состояний как психического явления, исследование взаимосвязей состояний и структуры сознания и, наконец, исследование саморегуляции состояний.
«Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Держать в руках "руль управления" собственным состоянием – важный и полезный навык», – напомнил завкафедрой общей психологии ИПО КФУ Павел Устин.
Одним из направлений исследования ученых КФУ стало изучение ментальных механизмов саморегуляции психических состояний студентов первого курса во время обучения – на лекциях, семинарах и экзаменах.
Группа ученых под руководством профессора Института психологии и образования Александра Прохорова изучила типичные способы и приемы саморегуляции состояний и регуляторных способностей в повседневных и напряженных условиях учебной деятельности. Исследователи устанавливали взаимосвязи между качеством предметной подготовки учащихся, а также регуляторными способностями и состояниями студентов. На основе полученных данных ученые разработали и апробировали методики саморегуляции состояний.
«Нам было интересно узнать, как отличаются и изменяются (и изменяются ли вообще) регуляторные способности студентов первого и последнего курсов за годы учебы в университете. А начали мы с первокурсников – гуманитариев и технарей», – пояснил Александр Октябринович.
В качестве респондентов выступили 162 студента первого курса ИПО и ИММ им. Н.И.Лобачевского Казанского университета. Выборки были сформированы по двум критериям.
В первую группу вошли студенты-психологи (88 человек), во вторую – студенты-математики (74 человека). Второй критерий отбора заключался в уровне эффективности саморегуляции. В первую выборку попали студенты с высоким уровнем эффективности саморегуляции, во вторую – с низким.
Исследование осуществлялось в ходе трех основных форм учебной деятельности: лекция, семинар и экзамен. Разработанные учеными КФУ методики апробировались в ходе проведения исследований. Всего использовались 23 уникальные методики с 303 показателями.
В результате исследования были выделены типичные состояния, характерные для лекций, семинаров и экзаменов.
«По мере роста напряженности учебной деятельности возрастает и интенсивность психических состояний – волнения, сомнения и огорчения, достигая максимума на экзамене. На лекциях у студентов обеих специальностей наиболее яркими состояниями являются познавательная активность, заинтересованность и вдумчивость. На семинарах состояния мало отличаются от лекционных занятий, только проявляются ярче.
На экзаменах состояния те же, но они еще более интенсивны. К уже имеющимся познавательным состояниям добавляются мотивационно-волевые (веры, надежды) и эмоциональные состояния (волнения, тревоги)», – отмечает П.Устин.
Ученые обнаружили специфику частоты проявления свойств личности в зависимости от формы обучения.
«Наибольшие различия в составе регуляторных свойств у студентов различных специальностей наблюдаются в условиях экзамена: студенты-психологи чаще всего демонстрируют ответственность, серьезность, тактичность, самокритичность. Математики, в свою очередь, указывают на адекватность, вдумчивость, дисциплинированность, осознанность и самокритичность. Кроме того, на экзамене студентам-психологам свойственно проявлять настойчивость и лидерские качества, а у математиков, наоборот, лидерство выражено минимально».
Исследования показали, что во всех трех формах учебной деятельности студенты чаще всего прибегают к таким способам регуляции, как самоанализ (уход в себя), самоконтроль, использование логики, позитивный настрой и высокая поисковая активность.
При этом, отмечает профессор, студенты с высокой эффективностью саморегуляции чаще применяют широкий набор регуляторных средств:
«Установлено, что эти студенты на экзамене используют положительные образы и воспоминания, собственное мотивирование и использование логики. Кроме того, высокоэффективные респонденты значительно чаще используют самоконтроль, лучше регулируют темп движений и речи в ходе сдачи экзамена.
Студенты с низкой эффективностью значительно чаще используют неконструктивные формы регуляции, такие как пассивная разрядка, дискретное общение (избегание контактов) и самоуспокоение. Эти способы саморегуляции отличает общая пассивность поведения и действий, нежелание человека решать проблему».
Психологи Казанского университета сделали вывод, что эффективность саморегуляции психических состояний студентов достоверно влияет на продуктивность сдачи семестрового экзамена. Эта закономерность характерна для обеих выборок респондентов – как для студентов-математиков, так и для студентов-психологов.
Ученые резюмировали, что предположение о наличии взаимосвязи между выбором эффективных способов саморегуляции и высокой эффективностью саморегуляции психических состояний студентов в ходе экзамена абсолютно верно.
Исследование не имеет аналогов в отечественной и зарубежной исследовательской практике.