С лекцией «Шутки и анекдоты о великих ученых. Над чем мы смеемся?» на проекте «PROНаука в КФУ» выступила доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков в сфере международных отношений Института международных отношений Казанского федерального университета Лия Бушканец.
«Наш фестиваль посвящен великим ученым и открытиям. Когда мы представляем себе великих ученых, то почему-то кажется, что чаще всего это суровые, мрачные, всегда погруженные в свои размышления люди; они всегда думают о каких-то важных, очень серьезных делах, приводящих к замечательным открытиям. На самом деле, когда мы общаемся с этими великими людьми, то обнаруживаем, насколько это веселые, радостные люди, которые умеют ярко, интересно шутить, и сами по себе они тоже необычные: иногда веселые, странные, иногда чудаковатые, и о них рассказывают множество анекдотов», – начала свою лекцию Лия Бушканец.
По словам профессора КФУ, отец кибернетики Норберт Винер славился чрезвычайной забывчивостью. Когда его семья переехала в новую квартиру, жена положила в его бумажник листок, на котором записала новый адрес. Она понимала, что муж по возвращении из университета не найдет дороги домой. Но когда ученому в голову пришла замечательная идея, он нашел листочек в бумажнике и написал на обороте несколько формул, а поняв, что идея неверна, листок выбросил. Вечером он вернулся к себе домой по прежнему адресу, по которому уже никто не жил, встретил девочку и спросил ее, не знает ли она, куда именно переехала его семья. Девочка выслушала и сказала: «Да, папа, мама так и думала, что ты все забудешь».
«В жизни ученые часто проявляют необычайное остроумие, потому что они привыкли к необычному ходу мыслей, и в разговоре с обычными людьми это остроумие ярко проявляется», – отмечает Л. Бушканец.
Например, Альберт Эйнштейн однажды был в гостях у знакомых, начался дождь, Эйнштейн собрался уходить. Ему предложили надеть шляпу. «Зачем? – сказал он. – Я знал, что будет дождь и именно поэтому шляпу не надел. Ведь она сохнет дольше, чем мои волосы».
Второй анекдот про Эйнштейна такой: одна знакомая попросила его позвонить ей по телефону, но предупредила, что номер трудный: 24361. «Что здесь трудного? – сказал ученый. – Две дюжины и 19 в квадрате».
«Есть анекдотические рассказы о более сложных вещах. Потому что ученые всегда думают о каких-то трудных формулах, теоремах. Подобные вещи зачастую не физикам и не математикам непонятны, а от всего того, что кажется страшным, хочется защититься – и это функция юмора. Он нас спасает от всего непонятного, страшного. Когда-то наши предки боялись демонов и духов, которые жили в лесах, и считали, что от лешего можно защититься смехом. От сложных физических, химических конструкций можно тоже защититься смехом, и тогда наш ум и психика выживут. Ученые очень любят смеяться над тем, чем они занимаются, потому что это свидетельствует о здоровом отношении к жизни», – информирует Л. Бушканец.
Например: биолог, инженер и математик пьют кофе в патио и замечают, что на другой стороне улицы в дом зашли два человека. Через некоторое время дом покинули уже три человека. Биолог говорит: «Двое размножились. И дом покинули трое». Инженер: «Нет, наше первоначальное наблюдение содержит ошибку: в дом вошли три человека». Математик: «Вы оба ошибаетесь. Нужно дождаться, пока в дом войдет еще один человек, и тогда он снова будет пуст». Для того чтобы понять этот анекдот, нужно хорошо представлять себе, как мыслит биолог, инженер, математик.
«Когда эти идеи стали появляться, появилась неклассическая химия, физика (а это самое начало ХХ века). Тогда и начался взлет этих анекдотов об ученых и их открытиях», – подчеркивает профессор КФУ.
Есть целый ряд анекдотов о научных открытиях, которые можно понять, если мы немного представляем себе, в чем суть этих открытий, утверждает Л. Бушканец. Например: частицы входят в бар. Тахион заходит в бар. Бармен: «Тахионы не обслуживаются!» «Странно, – говорит тахион. – А завтра обслуживали». (Тахион – частица, которая движется со скоростью, превышающей скорость света. И если она летит со скоростью света, причинно-следственные отношения нарушены: то, что было позже, повлияло на то, что было раньше.)
«Ученые придумывают сложные юмористические выражения, чтобы запомнить какие-то сложные конструкции. Например, для запоминания спектра: «Каждая образованная женщина завтракает горячими сырыми фрикадельками»», – рассказывает профессор КФУ.
Как запомнить спектральные классы звезд по классификации Гарвардской обсерватории? Для этого нужно выучить фразу: «Один бритый англичанин финики жевал как морковь» (классы звезд: O, B, A, F, G, K, M).
«Ученые разных направлений придумывают разные шутки, когда сталкиваются со сложными, непонятными вещами. Бывают и странные открытия. Человек, который открыл графен, за несколько лет до получения Нобелевской премии получил … Шнобелевскую. Ученый, погруженный в свои мысли, ведущий себя как чудак, может придумать что-то замечательное или абсурдное. Иногда он сам не знает, что он придумает, окажется ли его открытие великим или это будет ошибка. Одного ученого-биолога из Санкт-Петербурга спросили, сделал ли он свое открытие. Он ответил, что нет: он понял, что это была его ошибка, и это и есть замечательный результат», – отметила Л. Бушканец.
Шнобелевская премия была учреждена совсем недавно, вручается она по 10 номинациям в Гарвардском университете. Индийский ученый получил эту премию по математике за доклад по вычислению общей площади индийских слонов. Американский ученый получил премию по физике за исследование, почему при включенном душе шторку затягивает внутрь.
Никто из ученых не застрахован от того, что он получит Нобелевскую или Шнобелевскую премию, что дает его открытие – дело непредсказуемое.
«Несколько историй из жизни казанских ученых. Мне кажется, важно, чтобы в коллективе были несколько смешных ученых, чтобы про них можно было потом вспомнить и рассказать похожие истории. Мне хочется, чтобы однажды была издана книга были собраны все веселые истории об ученых Казанского университета. Есть аккаунт в социальной сети "ВКонтакте", где студенты рассказывают веселые истории, которые происходили на лекциях», – рассказывает Л. Бушканец.
К примеру, Карл Клаус открыл рутений. Он был по происхождению немцем и назвал вновь открытый элемент в честь своей новой родины – России. Это позволило Менделееву завершить создание Периодической системы. Клаус был предан химии, и она обязана ему исследованиями остатков от обработки платиновых руд и открытием нового элемента. Каждое утро он возился в своей лаборатории, при этом пробовал все растворы металлов на вкус. Его язык был «застрахован» тем, что он нюхал табак. Он был очень рассеян, иногда являлся в лабораторию в туфлях, стряхивал на аудиторию мел с доски, при этом вкладывал в пиджачный карман полотенце.
Знаменитый химик Александр Бутлеров был очень сильным человеком. Он проявлял потрясающую физическую силу, сделал себе чугунные гири, жонглерские металлические мячики. Верхом его искусства было поднятие двух дюжин плетеных стульев: за две ножки, одной правой рукой. Знакомый вспоминал, что Бутлеров, навещая его, каждый раз оставлял «визитную карточку» в виде изогнутой буквой «Б» кочерги.
Есть исторические анекдоты о многих личностях. Математик Николай Чеботарев однажды пришел на лекцию по математике, долго доказывал теорему, потом спросил у слушателей: «Как вы думаете, на что это похоже?» В аудитории стоял рояль, и он сыграл одно из произведений Шопена, а потом убеждал слушателей, что мысль изложена схожим образом.
«Хороший ученый – это не просто серьезный ученый, это еще и веселый ученый, потому что наука требует сложной, неоднозначной мысли. Юмор строится на тех же основах. Кто хороший ученый, тот умеет быть остроумным и не боится быть смешным», – резюмировала Л. Бушканец.
С подробной программой мероприятия и записями лекций можно ознакомиться на сайте «PROНаука в КФУ».