Обнародованы результаты Открытого конкурса научных работ студентов им. Н.И. Лобачевского. Обучающиеся Казанского федерального университета заняли призовые места.
Конкурс проводится среди обучающихся образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории Российской Федерации, которые активно занимаются научной деятельностью.
Он направлен на повышение уровня профессиональной компетенции, образовательной активности студентов путем привлечения их к выполнению научных работ.
Участники проходили заочный этап и образовательную программу, далее защищали свои работы в очном формате. Всего от студентов Казанского федерального университета на конкурс было подано более 100 заявок. По результатам конкурса обучающиеся КФУ заняли призовые места в номинациях: «Перспективные направления развития физики, химии и биологии»; «Политология, социология и международные отношения»; «Медицина»; «Информационные технологии»; «Научно-популяризаторские выступления»; «Менеджмент»; «Филология и иностранные языки».
Первые места, каждый в своей номинации, заняли: студентка 3 курса Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Диана Закирова («Политология, социология и международные отношения»), студентка 4 курса Института физики Анеля Кадикова («Перспективные направления развития физики, химии и биологии»), студентка 4 курса Института фундаментальной медицины и биологии Дилноза Эркинова («Медицина»).
Тема научной работы Д. Эркиновой: «Клинико-анатомическое обоснование доступа к селезеночной и левой почечной венам при операции дистального спленоренального анастомоза». Научным руководителем выступил заведующий кафедрой неотложной медицинской помощи и симуляционной медицины, профессор Андрей Анисимов.
«Научная работа посвящена актуальной проблеме современной клинической медицины – разработке оригинальной методики интраоперационного доступа к селезеночной и левой почечной венам при операции дистального спленоренального шунтирования у пациентов с портальной гипертензией. Разработанная оригинальная методика создает удобные объемно-пространственные отношения для выполнения основного оперативного этапа – наложения сосудистого анастомоза, обладает минимальным риском развития специфических осложнений, связанных с подходом к сосудам левого забрюшинного пространства, эффективно профилактирует рецидивирующие пищеводно-желудочные кровотечения, что увеличивает продолжительность жизни пациентам с портальной гипертензией», – ввела в курс дела Дилноза.
По словам Анели Кадиковой, был заочный этап оценки тезисов и очный этап выступлений. Жюри оценивало актуальность работы, практическую значимость, вклад автора в работу, совокупность использованных методов. Тема ее работы звучит так: «Гетероструктура MnPt/Py со спиновым эффектом Холла и обменным смещением».
Победа в конкурсе, безусловно, приятна. Это хорошая тренировка перед защитой дипломной работы и выступлениями на всероссийских и международных конференциях, считает студентка.
«Работа посвящена тонкопленочным гетероструктурам, которые состоят из ферромагнитных и антиферромагнитных слоев. В этих системах обнаружены эффекты, преобразовывающие зарядовые токи в спиновые и наоборот (прямой и обратный спиновый эффект Холла). С помощью этих эффектов можно управлять направлением намагниченности слоев. Также в этих двухслойных структурах существует эффект, «облегчающий» быстрое и эффективное переключение направления намагниченности (эффект обменного смещения) в тонких магнитных пленках, у которых магнитные моменты направлены вдоль нормали к плоскости (ферромагнетики с перпендикулярной магнитной анизотропией), – описала суть работы Анеля. – Были проведены эксперименты по регистрированию напряжения, которое генерируется при возбуждении прецессии намагниченности. Дополнительно сделаны расчеты для более полной характеризации спин-зарядовых преобразований в системе».
Научная работа Дианы Закировой – о факторах формирования конфликтного взаимодействия школьного учителя и ученика в контексте современности. Она посвящена выявлению новых факторов формирования конфликта в связи с модернизациями в сфере образования.
«Рассматривались такие аспекты, как кадровый запрос школьных учителей в России, престиж профессии учителя в современном обществе, проблемные поля в рабочей деятельности школьного педагога. Приведены результаты авторского эмпирического исследования, целью которого являлось выявить факторы формирования конфликтного взаимодействия школьного педагога и ученика. В исследовании были затронуты следующие темы: отношение к роли и функциональным обязанностям учителя, идеальный образ педагога в представлениях участников образовательного процесса, реакции участников конфликта и способы решения конфликтного взаимодействия», – рассказала Диана.
Победители получили дипломы, статуэтки и подарочные сертификаты. Тезисы победителей и призеров будут опубликованы в итоговом сборнике 2023 года с присвоением УДК, ББК, ISBN.
Организаторами мероприятия выступили Региональная молодежная общественная организация «Лига студентов Республики Татарстан» при поддержке Министерства по делам молодежи Татарстана и Регионального молодежного общественного движения молодых ученых и специалистов РТ.