Пленарный доклад «Фотомонтаж в татарской книге советского и постсоветского периодов» представила ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ Ольга Улемнова на открывшейся сегодня в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета IX Международной научной конференции «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве».
В начале XX века фотографии стали выступать материалом для создания произведений искусства, сообщила Ольга Улемнова.
«Фотомонтаж является разновидностью коллажа – техники, получившей развитие в 1910-е годы. В отличие от коллажа, который состоит из кусочков самых разных материалов и фактур, наклеенных на основу, фотомонтаж делается на основе фотографий. Если коллаж как художественный прием родился в Европе, то фотомонтаж родился в советской России в конце 1910-х годов», – проинформировала ученый.
Она отметила, что как технический прием фотомонтаж появился практически сразу после изобретения фотографии в середине ХIХ века и применялся для редактирования фотоснимков и создания фотографий-обманок.
«Вырезанные кусочки фотографий, а также иллюстрации из газет, журналов, текстовые фрагменты из газет и журналов так между собой склеены, что видны их границы, которые не ретушируются, а наоборот, обнажаются, подчеркиваются», – сказала она.
Фотомонтаж может быть дополнен рисунками, геометрическими фигурами, текстовыми надписями и т.п.
«Фотомонтаж, как и коллаж, использует готовые образы. Творческий акт связан с перекомпоновкой, смешением, сопоставлением, то есть своего рода монтажом, – рассказала О. Улемнова. – Фотомонтаж создает особое пространство, в котором нет единой позиции для созерцания. Предметы, человеческая фигура или ее части то удаляются, то приближаются, подчиненные особой логике или воле автора, который, смешивая или разделяя образы, создает новую реальность. В фотомонтаже происходит игра с фактурой, формами, смыслами, текстами».
Ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ в своем выступлении акцентировала внимание на фотомонтаже в понимании русских конструктивистов 20-х годов XX века. Она напомнила, что в основе эстетики и философии русского конструктивизма – идея преобразования мира и «конструирования» нового человека.
«Фотомонтаж середины 20-х годов прошлого века стал органической частью молодого татарского формирующегося изобразительного искусства. Он ярко проявился в книжном искусстве, плакатно-журнальной графике. В Казани первым и самым ярким художником, использовавшим в своем творчестве фотомонтаж, был Фаик Тагиров, который базировался на позициях одного из основоположников конструктивизма Александра Родченко», – рассказала спикер.
По словам Ольги Улемновой, Тагиров вписал интереснейшие страницы в историю советской конструктивистской книги.
«Творчество Тагирова представляет собой восточный вариант конструктивизма, который стал одним из наиболее значительных явлений в татарском книжном искусстве 20-х годов», – подчеркнула она.
По словам ученого, с 1924 по 1932 год Фаик Тагиров проиллюстрировал более 30 книг.
«В фотомонтаже Тагирова, как и у Родченко, всегда есть резкая грань между миром фотографии и миром абстрактных художественных форм. Фотомонтажи обнажают разлом, разрыв жизни», – провела параллель она.
Ольга Львовна продемонстрировала ряд книг, оформленных в технике фотомонтажа художниками-конструктивистами советского и постсоветского периодов, отметив, что они все посвящены современности.
На пленарном заседании с докладами также выступили: профессор кафедры общих гуманитарных наук и театроведения, проректор по учебной и воспитательной работе Ярославского государственного театрального института им. Фирса Шишигина Татьяна Ерохина «Парадоксы жанра документального спектакля в отечественном театре», профессор кафедры русской литературы и методики ее преподавания Вячеслав Крылов «Документ – литература – общество (невероятные приключения документа в литературе Серебряного века)», заведующая кафедрой мировой культуры Московского государственного лингвистического университета Ирина Малыгина «Феномен современного терроризма: художественная рефлексия vs медиадискурс».
Работа конференции осуществляется по пяти секциям: «Документ в художественно-историческом контексте», «Жанровое своеобразие мемуарно-биографической, дневниковой прозы», «Поэтика документальных и литературно-критических жанров», «Документ в художественной литературе», «Документ в драме, игровых и изобразительных видах искусства».
В международной научной конференции «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве», которая проходит в гибридном формате и завершится 6 мая, принимают участие ученые из России и зарубежных стран.