В шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета состоялась Всероссийская военно-патриотическая просветительская акция «Знание. Герои».
Она направлена на повышение знаний обучающихся образовательных организаций высшего образования о подвигах героев и достижениях нашей страны, а также об истории России и родного края.
В КФУ событие организовал Департамент по молодежной политике, модератором выступил декан Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Леонид Толчинский.
В мероприятии приняли участие доцент кафедры регионоведения и евразийских технологий Института международных отношений Дмитрий Коломыц, специалист по учету музейных предметов Дирекции музеев, боец студенческого поискового отряда «Снежный десант» Андрей Афанасьев, а также председатель Студенческого совета Института филологии и межкультурной коммуникации, заместитель регионального координатора Молодежного крыла Народного фронта Виктор Воропаев.
Модератор Толчинский подвел спикеров к обсуждению темы методов борьбы с фальсификацией истории.
«Самое сложное в отношении преодоления фальсификации – это преодоление предубежденностей, когда все мнения, кроме ему приятного и понятного, становятся неверными, а все факты, которые могут поколебать убежденность, просто отметаются. Таких людей много», – считает Коломыц.
Продолжая мысль, историк отметил, что есть две точные науки – математика и история, остальные науки – естественные или гуманитарные.
«Любое научное знание относительно, его всегда можно углубить, расширить. Обвинять науку в том, что она не ответила на некоторые вопросы, – глупость, потому что любая теория отвечает на определенный круг вопросов о месте, времени и обстоятельствах. Если теория отвечает на все вопросы – это ложная теория», – подчеркнул он.
Выводы, считает спикер, надо делать по фактам, стремиться к знаниям фактов. Далее уже к этому прилагать собственное мнение, суждения на научной основе.
«Каждому человеку нужно уметь отделять факты от мнений, знать логику, чтобы разбираться в происходящем. Только правда позволяет избежать всяческой фальсификации», – акцентировал внимание Коломыц.
Доцент ИМО считает важным качеством быть обучаемым.
В ходе мероприятия была предоставлена возможность задавать вопросы. Присутствующие в зале студенты ею воспользовались. Так, один из вопросов касался качества исторического образования, различия в уровне знаний истории молодого поколения и старшего, которое обучалось в советское время.
«ЕГЭ сделал многие предметы необязательными, человек выбирает то, что ему нужно, а на остальное перестает обращать внимание. Тестовая система сама по себе губительна, она развивает память, а надо развивать способность мыслить. Здесь нужно возвращаться к стандартам классической школы, укреплять мировоззренческие дисциплины», – резюмировал Д. Коломыц.
Андрей Афанасьев озвучил свою точку зрения, отметив, что студенты поступают в вуз с хорошей фактологической базой, а университет учит их думать.
«Школьник задумывается о ЕГЭ в период с 9 по 11 класс. История начинается с класса пятого. Во многом ответственность лежит на учителях, на системе образования. Нужно привить ученику любовь к истории, притом как ко всеобщей, так и российской. Нужно работать с культурным минимумом школьников. Ответственность лежит на учителях и родителях», – озвучил он свое мнение.
Директор Департамента по молодежной политике Юлия Виноградова обратила внимание на то, что сейчас образовательный процесс переходит к геймификации, начиная от дошкольного образования, заканчивая вузами. Это, убеждена она, ведет к тому, что общество теряет навык чтения сложных текстов, просмотра и распознавания сложных фильмов.
В этой связи модератором был упомянут герой фильма «Республика ШКИД», учитель словесности Павел Иванович Ариков (Палваныч), который был призван приобщать бывших беспризорников к возвышенному и прекрасному, а вместо этого на каждом уроке распевал с учениками песни сомнительного содержания.
По словам А. Афанасьева, одним из элементов патриотического воспитания молодежи является увековечение памяти о героическом прошлом нашей страны, в частности о Великой Отечественной войне. Одним из таких движений был «Снежный десант». Сотрудник музея и магистрант ИМО рассказал о важных вехах в истории движения.
Пользуясь случаем, студенты поинтересовались самыми сильными впечатлениями от состоявшихся экспедиций. Несмотря на скромный, как его назвал сам Афанасьев, поисковый опыт, он успел побывать в поисковой экспедиции в селе Измери Спасского района Татарстана, где были найдены останки бойцов и мирных жителей, погибших в годы Гражданской войны, а также экспедиции «Любань».
Гости шоу-рума обратились к теме изменения сознания после поисковых экспедиций. А. Афанасьев поделился своими мыслями во время обнаружения останков бойцов, их личных вещей, например, солдатской каски, пробитой пулей насквозь. Он задался вопросами, какая должна быть судьба у человека, который воевал в 18–20 лет, была ли у него семья…
Представить в рамках акции «Знание. Герои» все богатое наследие «Снежного десанта» невозможно, однако с ним можно ознакомиться на сайте виртуального музея поискового движения.
Добавим, 7 июня в Музее Н.И. Лобачевского состоится открытие выставки «Ученый. Фронтовик. Наставник», посвященной 110-летию со дня рождения профессора Казанского университета, участника Великой Отечественной войны Ивана Михайловича Ионенко. Дело в том, что в 1971 году совершил свой первый поход «Снежный десант» историко-филологического факультета Казанского университета. Именно И. Ионенко показал маршрут.
Также речь шла о добровольческой деятельности – гуманитарной миссии, о которой подробно поведал председатель студенческого совета ИФМК Виктор Воропаев. Студент второго курса побывал в Луганске с гуманитарной миссией. Отрабатывал адресные заявки, участвовал в передаче груза бойцам из Республики Татарстан. Ранее, в 2020 году он «отвечал на вызов пандемии», доставлял пожилым татарстанцам медикаменты и продуктовые наборы.
Воропаев рассказал, что тяга к добровольчеству ему «досталась» от его мамы, учителя по профессии, организатора благотворительных мероприятий.
«Для меня воспитание – это когда ты показываешь все на своем примере», – считает он.
Напомним, в рамках всероссийского просветительского медиапроекта «Родная гавань» Казанского университета, а также цикла «Открытый диалог» Координационного центра по противодействию идеологии терроризма и профилактике экстремизма КФУ в вузе прошли встречи с корреспондентом RT, медиаменеджером, автором телеграм-канала «Придыбайло» Константином Придыбайло, военкором ВГТРК, автором документальных фильмов и специальных репортажей, руководителем бюро ВГТРК на Ближнем Востоке и в Северной Африке Евгением Поддубным и известным российский философом, политологом и социологом Александром Дугиным.