Сегодня в Казанском федеральном университете в рамках VI съезда Российского психологического общества проходила работа секций.
В секционном заседании «Психология катастроф», в котором принимала участие директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу, были представлены наработки специалистов психологической службы МЧС России, используемые ими при плановой работе и в случае чрезвычайных ситуаций.
С основным докладом выступила заместитель директора Центра экстренной психологической помощи МЧС России Мария Филиппова. Она, в частности, рассказала об оказании экстренной психологической помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций представителям разных культур. У специалистов Центра экстренной психологической помощи МЧС России накоплен большой опыт в этой сфере. Они уже более 18 лет изучают тему, касающуюся поведения человека в условиях чрезвычайных ситуаций и сильного стресса.
Специалисты центра принимали участие в десятках крупных федеральных спасательных операций, а также в международных гуманитарных спасательных операциях, отметила Мария Филиппова.
«Специалисты медико-психологического профиля, говоря о людях, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях, обычно употребляют термин «пострадавший» (или «жертвы»), тогда как каждый человек имеет ряд других важных характеристик - возрастные, гендерные, а также этнокультурные, принадлежность к той или иной структуре и религиозной конфессии. И все эти факторы являются важными и могут в той или иной ситуации стать определяющими для прогноза возникновения массовых социально-психологических явлений в зоне ЧС», - сказала она.
Работая в разных регионах, специалисты центра обратили внимание на то, что даже при очень сильном стрессе наблюдаются особенности реагирования пострадавших - в зависимости от этнокультурной или религиозной принадлежности. Они связаны, например, с проведением траурных мероприятий, если есть погибшие в ЧС. И все это специалистам необходимо учитывать для стабилизации психоэмоционального состояния и недопущения массовых социально-психологических явлений в условиях ЧС. Поэтому и требования к специалистам службы предъявляются высокие.
«Они должны иметь соответствующую подготовку, обладать необходимыми знаниями и компетенциями», - добавила Мария Филиппова.
При этом заместитель директора Центра экстренной психологической помощи МЧС России отметила, что все знать - невозможно, поэтому необходимые знания специалисты центра получают в процессе общения с людьми.
Часто при работе с представителями разных культур возникает проблема языка общения. В таких случаях психологи МЧС прибегают к помощи переводчика или используют невербальные методы общения.
Говоря о методах психологической работы, которые психологи МЧС используют в своей деятельности, докладчик подчеркнула, что их спектр очень широк. Но практика показывает, что универсальными методами работы при ЧС в условиях полевого госпиталя или в условиях пункта временного размещения являются все же методы арт-терапии.
«Они хороши как для детей, так и взрослых, которые с удовольствием рисуют и лепят и таким образом эмоционально выражают свое состояние», - сказала она.
И самое важное, на что обратила внимание присутствующих Мария Филиппова, - это то, что психологическая работа может быть осуществлена только после того, как у пострадавших удовлетворены базовые потребности - в безопасности, в еде.
В завершение работы секционного заседания Юлия Шойгу поблагодарила всех спикеров за интересные доклады.
«Секция получилась насыщенная, темы - разнообразные, меня порадовали доклады. Еще очень рада, что у специалистов из разных регионов была возможность встретиться, пообщаться и в режиме живой дискуссии обсудить вопросы, которые возникают во время работы», - сказала она.