В условиях сдерживания инфляции опасность представляет удорожание в сегменте недорогих товаров и услуг повседневного спроса. К такому выводу пришли эксперты Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета.
Ценообразование на потребительском рынке формируется за счет рыночного спроса и предложения. По данным Татарстанстата, прирост реальной заработной платы в июле 2024 года по сравнению с июлем прошлого года составил плюс 15,4 процента, а прирост потребительских цен в сентябре 2024 года к прошлогодним показателям – плюс 8,71 процента, в том числе на продовольственные товары – плюс 10,11 процента. Об этом Центру медиакоммуникаций КФУ сообщила доцент кафедры экономической теории и эконометрики ИУЭФ Екатерина Кадочникова.
«Традиционно в условиях инфляции спроса и ограниченного предложения трудовых ресурсов предложение товаров не увеличивается так же, как растут издержки производства, раскручивается инфляционная спираль», – отмечает эксперт.
Однако, по словам заведующей кафедрой экономики производства ИУЭФ Ольги Демьяновой, сегодняшний спрос на товары повседневного потребления активизирует предложения производителей из Китая.
«Ценовое преимущество китайских производителей распространяется на логистические и коммерческие затраты, что вдвойне раскручивает инфляционную спираль», – заметила она.
На рост цен также повлияют сразу несколько факторов: повышение утилизационного сбора – с 1 октября, рост закупочных и отпускных цен на сырье, ослабление рубля и традиционное предновогоднее увеличение потребительской активности.
«Главная задача сегодня – сдерживание инфляции. В этих условиях опасность представляет удорожание в сегменте недорогих товаров и услуг повседневного спроса – это продукты питания, средства гигиены, лекарства. Поэтому сделать прогноз о том, какие потребительские товары подешевеют, – сложно. В этих условиях государство контролирует цены на социально значимые продукты питания, например, за счет снижения ставки НДС», – прокомментировала предстоящее изменение цен Е. Кадочникова.
Могут подешеветь так называемые «летние», несезонные товары – кондиционеры, бассейны, лодки, садовые и купальные принадлежности.
«Да, такая ситуация не исключение, потому что цена на такие "летние" товары определяется сезонным спросом. Скорее всего, они не станут дороже, не исключены их распродажи в связи с необходимостью освобождения складских площадей. Здесь уместно вспомнить поговорку: "Готовь сани летом, а телегу зимой"», – говорит доцент КФУ.
Экспертным мнением поделилась О. Демьянова:
«Хотя, как говорится в пословице, "запас карман не тянет", спрос может сохраниться и сгладить сезонные колебания», – считает экономист.
Осень радует нас доступными ценами на сезонные овощи и фрукты, их изобилием. Как сообщает Татарстанстат, снизились средние потребительские цены на картофель (минус 0,8 процента), капусту (минус 0,6 процента), свеклу (минус 0,8 процента), лук (минус 0,3 процента), морковь (минус 0,5 процента), огурцы (минус 0,2 процента), яблоки (минус 0,3 процента). Однако на 3 процента выросла стоимость помидоров.
«Обычно в ноябре с наступлением холодов их ярмарочные продажи для создания запасов на зиму завершаются. Ожидаемо, что наиболее высокие цены на овощи и фрукты мы имеем в весенний период, когда их запасы сокращаются у продавцов и производителей сельскохозяйственной продукции, а издержки хранения возрастают, – говорит Е. Кадочникова. – Картофель, яблоки, морковь, капуста, лук относятся к категории социально значимых продуктов питания, цены на которые находятся под контролем органов исполнительной власти».
Уже сейчас витрины торговых центров наполняются «новогодними» товарами – праздничной атрибутикой, детскими сладкими подарками, елочными игрушками.
«Их появление связано с желанием продавцов изучить спрос покупателя и "подогреть" его. Конечно же, ближе к празднику эти товары становятся дороже по причине растущего на них спроса и общей рыночной конъюнктуры, но резкого роста цен на них ожидать не следует», – заверила доцент кафедры экономической теории и эконометрики КФУ.
Большое влияние оказывают маркетплейсы.
«Они и формируют сейчас основную ценовую политику для продавцов товаров с помощью акций, распродаж и алгоритмов продвижения товаров на своих витринах. И здесь уже сейчас создается совершенно другая система формирования спроса и предложения, в основе которой – скорость доставки, цена, большой ассортимент, отсутствие каких-либо транспортных затрат со стороны конечного потребителя и, соответственно, экономия времени», – объясняет завкафедрой экономики производства ИУЭФ Ольга Демьянова.
Ранее эксперт КФУ рассказала, чем грозит повышение ключевой ставки Центробанка.