Современные дети растут в условиях, когда образование и воспитание невозможно рассматривать изолированно. Школа и семья формируют единую экосистему, в которой раскрывается личность ребенка. О том, каковы главные роли родителей и педагогов, какие ошибки чаще всего совершают взрослые и как построить конструктивный диалог ради будущего детей, рассказала доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета Евгения Шишова.
По словам психолога, родители и учителя – это архитекторы, создающие два разных, но взаимосвязанных пространства развития ребенка. Их миссия неразрывна, родитель – проводник в мир семьи, традиций, ценностей и привязанностей, а педагог – фасилитатор, помогающий ребенку находить свое место в социальной среде.
«Опираясь на идеи советского психолога, основателя исследовательской традиции в психологии, которая получила название культурно-исторической теории, Льва Выготского, психическое развитие невозможно рассматривать вне социальной ситуации. Именно во взаимодействии ребенка со значимыми взрослыми формируется зона ближайшего развития, где заложен потенциал его роста», – рассказала Евгения Шишова.
Сегодня эта мысль находит продолжение в экологической модели американского специалиста в области детской психологии Ури Бронфенбреннера. Ребенок рассматривается в контексте множества систем, а родители с учителями – ядро, задающее вектор воспитания. Поэтому ключевой задачей становится создание целостной воспитательно-образовательной экосистемы, где семья и школа действуют как партнеры, а не как соперники.
«Родители – это первый источник любви, безопасности и доверия. Именно в семье закладываются морально-этические ориентиры, культурные традиции и базовые установки. Папы и мамы лучше других знают сильные и слабые стороны ребенка, поэтому их важнейшая миссия – поддерживать, помогать раскрывать внутренний потенциал и создавать эмоционально благоприятную атмосферу», – проинформировала эксперт.
При этом чрезмерная забота может сыграть злую шутку. Гиперопека, по словам преподавателя психологии, лишает возможности быть самостоятельным, формирует выученную беспомощность и мешает развитию инициативности и ответственности. Не менее разрушительной становится проекция родительских амбиций, когда взрослые пытаются реализовать через ребенка собственные несбывшиеся мечты, это препятствует раскрытию уникальных интересов и способностей маленькой личности.
«Еще одна типичная ошибка – несогласованность требований. Если мама и папа предъявляют разные ожидания, ребенок получает двойные послания, что повышает тревожность и формирует склонность к манипуляциям. Важно вырабатывать единую стратегию воспитания, сохраняя стабильность и предсказуемость среды», – отметила Е. Шишова.
Современный педагог – это не только носитель знаний. Главная задача учителя – научить ребенка развивать критическое мышление, умение работать в команде и формировать навыки.
«Именно через педагога раскрывается потенциал образовательной среды. Его личностные качества, профессиональное мастерство и готовность к сотрудничеству во многом определяют, станет ли школа пространством роста или источником стресса», – прокомментировала специалист.
Среди наиболее распространенных ошибок педагогов Евгения Шишова выделила: обвинительную позицию по отношению к родителям, которая блокирует диалог («ваш ребенок невоспитан»); игнорирование индивидуальных особенностей детей; навешивание ярлыков («ему не дается математика»), которое формирует у детей фиксированное мышление.
«Гораздо эффективнее – замечать усилия ребенка, ценить его прогресс и помогать выявлять сильные стороны», – рассказала доцент.
Вовлеченность родителей в школьную жизнь напрямую влияет на академические успехи ученика, но для этого необходимо наладить партнерский диалог.
«Рекомендую использовать "я-высказывания" вместо обвинительных формулировок. Такой подход снижает напряжение и открывает путь к сотрудничеству», – порекомендовала преподаватель психологии.
Разногласия между родителями и учителями неизбежны, и здесь ключевым моментом становится умение переводить эмоции в конструктивный диалог. Важно выслушивать ребенка, давать ему возможность участвовать в обсуждении и выражать собственное мнение. Если ситуация заходит в тупик, Е. Шишова советует подключать школьного психолога или социального педагога, которые помогут наладить коммуникацию.
Наряду с традиционными задачами сегодня в центр внимания выходит цифровая среда. «Цифровые дети» сталкиваются с рисками медиазависимости, кибербуллинга и переизбытка информации. Родители и учителя должны формировать у них навыки медиаграмотности и критического восприятия.
«Не менее актуально – развитие социально-эмоциональных компетенций. Умения общаться, проявлять эмпатию, работать в команде – эти навыки становятся фундаментом для будущей жизни», – проинформировала эксперт.
Необходимо отметить, что главным воспитательным инструментом остается личный пример. Если учитель говорит о взаимном уважении, а родитель пренебрежительно отзывается о школе, ребенок получает противоречивые сигналы. Поэтому согласованность ценностей семьи и школы – важнейшее условие гармоничного развития.
«Каждый ребенок одарен, просто одаренность проявляется по-разному – в спорте, музыке, математике, общении. Задача взрослых – услышать и создать пространство, где маленький человек сможет раскрыть свой потенциал», – заключила специалист.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.