Сегодня на базе Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого Казанского федерального университета начала работу первая Международная летняя лингвистическая школа «Интеллектуальные обучающие игры». Приглашенным профессором выступает доктор философии, профессор психологии и главный научный сотрудник Университета штата Аризоны Даниэль С.Макнамара.
Летняя лингвистическая школа будет проходить на базе КФУ до 29 августа. Сегодня состоялось рабочее открытие, уже стартовали семинары под руководством профессора Макнамара. 27 августа состоится официальное открытие, после чего программа школы продолжится для более широкого круга участников, которые съедутся со всей России. Участниками Школы станут преподаватели, магистранты и аспиранты КФУ, других вузов, а также преподаватели английского языка из различных городов России. Организаторами Школы выступают КФУ совместно с Офисом английского языка посольства США в Москве, Национальной ассоциацией учителей английского языка (NATE) и Казанской региональной ассоциацией учителей иностранного языка (KazanRegELTA).
Как рассказал замдиректора Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ, профессор Искандер Ярмакеев, главным событием Школы стал приезд в Казань профессора психологии, доктора философии, главного научного сотрудника Университета штата Аризоны (США) Даниэль С.Макнамара.
«Это крупнейший специалист, который работает на стыке лингвистики и образования. Она известна не только своими публикациями, а только в базе данных Scopus у нее их 268, почти 6 тысяч цитирований, индекс Хирша для гуманитариев запредельно высок (37), — она еще и тот человек, который имеет возможность переводить свои научные изыскания в практическую плоскость. Под ее руководством разработано несколько обучающих интеллектуальных систем: обучающих письму, изучающих с помощью компьютерных технологий тексты, прежде всего учебные», — отметил он.
Искандер Ярмакеев отметил, что на базе Института филологии и межкультурной коммуникации в рамках программы повышения конкурентоспособности действует научно-исследовательская лаборатория «Интеллектуальные технологии управления текстами».
«Даниэль Макнамара является научным консультантом, куратором этой лаборатории. Ее приезд в Казань сопряжен с двумя факторами: работа внутри лаборатории и в рамках Международной лингвистической школы, — сказал он. — Семинары профессора Макнамара проходят в максимально интерактивной форме».
По словам собеседника, на занятиях школы «Интеллектуальные обучающие игры» рассмотрят возможности перевода современных образовательных технологий на стыке с лингвистикой в максимально современную компьютерно-технологическую плоскость. В частности это разработка автоматизированных систем, которые могли бы оценивать учебные тексты.
«С их помощью можно будет отобрать оптимальный для данного ученика, класса, учебный текст, составить персонифицированные учебные программы исходя из особенностей, возможностей, уровня развития ребят, — считает профессор КФУ. — Необходимо делать обучение максимально персонифицированным. Это одна из основных задач, над которой трудится значительная часть ученых нашего института и лаборатории в частности». Кроме того, планируется рассмотреть также современные компьютерные обучающие системы, которые помогут учителю сделать учебный процесс более продуктивным, доступным, интерактивным и персонифицированным.
В свою очередь Даниэль С.Макнамара высоко оценила инициативу КФУ по проведению первой Международной лингвистической школы «Интеллектуальные обучающие игры». «Проблемы понимания текста, его читабельности очень важны, ими занимаются многие ученые в мире. Они крайне актуальны сейчас, когда в мире много других элементов восприятия, например комиксов», — считает она.
Уже сегодня американский профессор успела провести в КФУ несколько семинаров и прочитать лекцию. На них речь шла о том, какие тексты нужны в настоящее время читателям и почему их нужно менять.
«Я буду говорить о том, что происходит в сознании читателя и каким образом он понимает текст, — рассказала она. — Сейчас задача стоит даже не в том, чтобы изменять текст, а в том, какой из текстов выбрать. Тексты, которые мы с вами читаем, выбирают публикационные издательства. Мы предлагаем издательствам специальные инструменты, при помощи которых они могут просчитать, читабелен и легок ли для восприятия тот или иной текст. Есть и другая сторона — читательская. Есть стратегии, которые помогают читателям правильно воспринимать сложные тексты».
По мнению приглашенного профессора из США, население необходимо научить читать быстро, правильно и понимать прочитанное.
«Когда я поняла, что проблему надо рассматривать с двух сторон — самого текста и читателей, то стала задумываться над стратегиями восприятия, которыми пользуются учителя. То есть, какую стратегию должен избрать учитель, чтобы ребенок понял. Но чтобы мы поняли, что ребенок понял, мы прибавили к стратегиям восприятия так называемое «объяснение». Я считаю, что само понимание прочитанного текста происходит только тогда, когда человек может объяснить причинно-следственную связь. Мы просим объяснить ребенка причины того явления, о котором он читал. С помощью этого инструмента дети начинают понимать быстрее. В дальнейшем инструмент был усложнен для взрослых, затем мы добавили игровую приставку, чтобы задания можно было выполнять в игровой форме. Таким образом, мы помогаем миру читать и воспринимать информацию лучше», — подчеркнула собеседница.
Для справки: профессор Д.Макнамара имеет степень бакалавра лингвистики (1982), степень магистра клинической психологии (1989) и доктора философии по когнитивной психологии (1992). Она является специалистом мирового уровня в области когнитивных и педагогических наук, теории восприятия, обучения, письма, обработки естественного языка, а также интеллектуальных обучающих систем. Профессор Макнамара занимается созданием новых образовательных технологий, а также изучает когнитивные процессы восприятия и обучения, она участвовала в успешной разработке автоматизированных процессоров, применяемых в настоящее время в создании учебных программ для детей и взрослых в ряде европейских стран. В качестве главы лаборатории «Наука обучения и образовательных технологий» совместно с научным коллективом создала и внедрила ряд методик для оценивания параметров текста, а также для автоматизированного обучению письму.
Среди ее научных достижений наиболее известны следующие: разработка и оценка интеллектуальных обучающих систем на основе игр (например WritingPal, iSTART), инструменты обработки естественного языка (NLP) (например Coh-Metrix, SÉANCE, CRAT, TAACO, Writing Assessment tool). Два проекта, созданные под руководством доктора Макнамара, «WritingPal» и «iSTART», представляют собой компьютерные программы обучения, направленные на улучшение понимания и восприятия учебного материала. При анализе дискурса профессор Макнамара использует достижения компьютерной лингвистики, позволяющие быстро, эффективно и надежно анализировать большие объемы текстов.