В Казанском федеральном университете стартовала стратегическая сессия «Итоги приема 2025 года. Технологии и тенденции организации приема в 2026 году, перспективы на 2027 год».
Сессия проходит в период с 8 по 10 октября. Будут рассмотрены ключевые вопросы, касающиеся планируемых изменений в порядке приема, вступительных испытаний, приема иностранных граждан и развития информационных систем.
Мероприятие объединяет представителей всех вузов и научных организаций страны, экспертов в области образования и специалистов по приемной кампании для обсуждения актуальных вопросов и перспектив развития системы высшего образования.
В торжественном открытии сессии приняли участие: заместитель министра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук, ректор КФУ Ленар Сафин, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ян Талбацкий, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Светлана Кочетова, врио директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Елена Тумакова, директор ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти имени А.В. Старовойтова» Павел Стариков, руководитель центра компетенций в образовании и культуре ФКУ «ГосТех» Дмитрий Пухов и другие.
Приемная кампания 2025 года показала высокую эффективность: из 441,9 тыс. бюджетных мест на программы бакалавриата, специалитета и базового высшего образования было заполнено 99,6 процента. Наиболее популярными среди абитуриентов стали направления «Информатика и вычислительная техника», «Экономика и управление», «Образование и педагогические науки», «Клиническая медицина» и «Машиностроение». Всего в приемной кампании 2025 года приняли участие 1,66 млн поступающих, которые подали порядка 4,2 млн заявлений на 12,6 млн конкурсных групп (в 1,5 раза больше, чем в 2024 году), а 79 процентов из них воспользовались сервисом «Поступление в вуз онлайн».
«Минобрнауки России анализирует итоги приемных кампаний с учетом интересов всех участников процесса: от абитуриентов до администраций вузов и научных организаций и их приемных комиссий. Наша ключевая цель заключается в совершенствовании информационных систем таким образом, чтобы каждый участник образовательного процесса чувствовал себя уверенно и комфортно при взаимодействии с ними. Мы стремимся к интуитивно понятному интерфейсу, ясным инструкциям и автоматизированной проверке данных на каждом этапе. В итоге подача документов в вуз становится простой, доступной и эффективной процедурой, экономящей время и уменьшающей риск ошибок. Озвученные сегодня решения – тонкая настройка механизмов этой сложной системы, направленная на повышение ее прозрачности, технологичности и эффективности», – отметил заместитель министра науки и высшего образования РФ А. Омельчук.
В рамках цифровой трансформации высшего образования Минобрнауки России продолжает курс на создание единого и удобного информационного пространства для абитуриентов и вузов. Это ключевой шаг к созданию бесшовной и комфортной среды для абитуриента.
С приветственным словом к участникам сессии обратился ректор Казанского федерального университета Ленар Сафин.
Руководитель вуза подчеркнул, что будущее представителей высшей школы напрямую зависит от студентов, а значит, и от успешно проведенной приемной кампании.
«Безусловно, кампании последних лет показали, что мы движемся в правильном направлении, – отметил Л. Сафин. – Сегодня возможности приема в вузы страны значительно расширились благодаря работе суперсервиса "Поступление в вуз онлайн". Данная услуга сделала процедуру подачи документов очень удобной и прозрачной как для абитуриентов, так и для образовательных организаций. Кроме того, мы стали получать кратно больше заявлений. Например, в КФУ в этом году было направлено порядка 240 тысяч заявок. Тем не менее нам важно постоянно держать руку на пульсе. Именно поэтому такие встречи в очном формате особенно важны. Это позволит нам выработать правильные подходы и эффективные практики, определиться с будущими кампаниями на следующие годы и, безусловно, стать лучшими вузами в этой стране».
Ключевым фактором успеха приемной кампании, по мнению С. Кочетовой, стала именно командная работа. Эта сплоченность исключала возможность введения кого-либо в заблуждение. Вузы с пониманием относились к возникавшим сложностям.
«Необходимо строго соблюдать установленные сроки и не допускать превышения количества мест, изначально утвержденных на учебный год. Правила приема в обязательном порядке публикуются на сайтах. Напомню, что в рамках реализации суперсервиса мы ведем мониторинг сайтов образовательных организаций. Честность и открытость – залог эффективной работы», – расставила акценты заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Подводя итоги приемной кампании, врио директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Елена Тумакова сказала, что она прошла успешно:
«Во-первых, у нас нет права на ошибку, ведь мы работаем с абитуриентами. Во-вторых, мы развиваемся. Многие из присутствующих, как и я, участвуют в реализации суперсервиса с самого начала. И, по моему мнению, с каждым годом становится все лучше, но всегда есть куда расти. Разбор и анализ ошибок, работа над ними – это всегда путь к позитивным изменениям и дальнейшему прогрессу. Опираясь на опыт проведения приемной кампании и использования суперсервиса, могу сказать, что все участники процесса мотивированы на успех».
Ян Талбацкий подчеркнул важность технических аспектов, требующих дальнейшего развития. В частности, это касается конкурсных групп.
«Для нас крайне важна их фиксация к определенному моменту, так как именно конкурсная группа является определяющим фактором при формировании предложения. Если она меняется, то и предложение исчезает с портала и должно создаваться заново. Это создает неудобства и не способствует стабильности приема. Нам необходимо продолжать двигаться вперед в части цифровизации процессов, связанных с целевым обучением», – считает он.
Актуальную тему, касающуюся обеспечения информационной безопасности, – протокол шифрования TLS для безопасной передачи данных – обсудили с Павлом Стариковым. Это позволит эффективно осуществлять защиту персональных данных поступающих, обеспечит простоту и надежность коммуникаций между организациями и сервисом приема. Были выделены и такие плюсы, как оптимизация процесса подачи заявлений, расширение функционала взаимодействия. Система позволит передавать необходимые данные обратно в университетские информационные системы.
По словам Д. Пухова, в следующем году планируется сделать акцент на проактивные услуги с точки зрения того, что сервис «Поступление в вуз онлайн» будет доработан и позволит в авторизованной зоне сохранять избранные вузы, плюс появится возможность подключаться к «витринам» других ведомств, которые хранят сведения о том, кто является льготником.
Далее состоялось пленарное заседание на тему «Итоги приема 2025 года. Технологии и тенденции организации приема в 2026 году, перспективы на 2027 год».
Елена Тумакова напомнила о недопущении изменений в планах платного приема в ходе приемной кампании в вузах страны.
Также в первый день стратегической сессии обсудили прием иностранных граждан. Состоялся обмен опытом по применению инструментов их привлечения.
Казанский федеральный университет демонстрирует устойчивый рост международного контингента. В 2025 году в университете обучается порядка 11 тысяч иностранных студентов из более чем 100 стран мира, включая обучающихся в зарубежных филиалах Каира (Египет) и Джизака (Узбекистан).
«Одной из ключевых задач является повышение гибкости сроков приемной кампании, особенно для филиалов за рубежом, где учебный год и выдача аттестатов отличаются по срокам. Университет предлагает рассмотреть возможность выведения иностранных студентов из общего регулирования платного приема, поскольку большинство из них возвращаются на родину и не влияют на российский рынок труда. Среди нюансов остаются вопросы академической добросовестности при дистанционных экзаменах и визовой поддержки иностранных студентов при переходе между уровнями образования. В вузе внедряются алгоритмы распознавания лиц и усиливается контроль, а также предлагаются меры по обеспечению бесшовного пребывания студентов в России. КФУ активно развивает олимпиадное движение, сетевые программы, международные выставки и сотрудничество с рекрутерами, при этом с 2015 года мы не заключаем финансово обязывающих договоров. Вместо этого университет делает ставку на инфлюенсеров из числа иностранных студентов, помогая им продвигать вуз в соцсетях. Нашей главной целью является привлечение талантливых, мотивированных иностранных студентов и создание для них комфортных условий обучения и адаптации в России», – выступил проректор КФУ по внешним связям Тимирхан Алишев.
Прошло пленарное заседание, посвященное развитию информационных систем, в том числе автоматизации отчетности.
Программа стратсессии продолжится завтра работой в группах. В третий день, 10 октября, коллеги обсудят предложения по развитию информационных систем, в том числе автоматизацию отчетности, состоится подведение итогов.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.