С 22 по 24 мая в Санкт-Петербурге прошел V Всероссийский научно-практический семинар «Беспилотные транспортные средства с элементами искусственного интеллекта», БТС-ИИ-2019.
Его цель - представление новых результатов и обмен опытом между специалистами в области искусственного интеллекта, робототехники, беспилотных транспортных средств. В 2019 году семинар был организован Российской ассоциацией искусственного интеллекта (РАИИ) совместно с Санкт-Петербургским институтом информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН). Полные версии успешно прошедших рецензирование и принятых к публикации докладов будут проиндексированы в российской базе РИНЦ.
В 2017 году семинар проходил на базе Казанского федерального университета, организаторами выступили Лаборатория интеллектуальных робототехнических систем (ЛИРС) Высшей школы ИТИС КФУ и Российская ассоциация искусственного интеллекта. В этом году научные доклады представил руководитель ЛИРС, член программного комитета семинара профессор Евгений Магид.
Темы представленных докладов:
«Пилотные виртуальные эксперименты по сравнению систем координатных меток Aruco и AprilTag на устойчивость к вращению». Авторы: А.Закиев, К.Шабалина, Т.Цой, Е.Магид.
«Моделирование мобильного робота Аврора Юниор в среде ROS/Gazebo». Авторы: К.Шабалина, А.Сагитов, Е.Магид.
«Перенос подхода машинного обучения с подкреплением с симуляционной модели на мобильного робота». Авторы: А.Сагитов, Tetsuto Takano, Shohei Muto, Р.Лавренов.
Профессор Е.Магид о семинаре:
«По традиции на семинар собрались ведущие ученые в области применения искусственного интеллекта для беспилотных роботов.
Как и на прошлом семинаре, оживленную дискуссию вызвала наша серия работ по системам координатных меток. Также многие научные группы вслед за командой ЛИРС активно начали интегрировать свои разработки в робототехническую операционную систему ROS и использовать симулятор Gazebo.
Впервые в семинаре приняли участие представители юридической отрасли - в рамках круглого стола "РЭП: роботы, этика, право" они подняли темы этических аспектов применения автономных систем и законодательного регулирования в области интеллектуальной робототехники. Так, например, мы узнали, что команда разработчиков, в чей код или алгоритм вкралась ошибка, повлекшая смерть человека под колесами беспилотного автомобиля, могут получить наказание вплоть до пожизненного лишения свободы в соответствии со статьей 105 УК РФ, часть 2, пункт «ж».
Я постоянно напоминаю нашим студентам об огромной ответственности разработчика интеллектуальных роботов за свои создания, но теперь благодаря юристам Московского государственного университета у меня в лекциях появится и конкретная мера этой ответственности».