Российский фонд фундаментальных исследований опубликовал список поддержанных проектов фундаментальных научных исследований 2019 года. Ученые КФУ выиграли 20 грантов РФФИ. В числе победителей оказались четыре научных проекта ученых Института психологии и образования.
Еще одним из поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований проектом ученых Института психологии и образования КФУ стало фундаментальное исследование «Концептуальные основы профилактики и коррекции виктимного поведения студенческой молодежи в глобальной сети Интернет», проводимое под руководством профессора Розы Валеевой.
Виктимность — склонность стать жертвой преступления. Если преступность — это состояние, факт или свойство быть преступником, то виктимность — это состояние, факт или свойство быть жертвой.
"Проблема виктимного поведения молодежи в глобальной сети Интернет является актуальной и значимой в социальной педагогике и психологии, – пояснила Роза Алексеевна. – Ведь интернет-пространство стало неотъемлемой сферой жизнедеятельности личности".
По словам профессора, актуальность проблемы виктимного поведения подростков и молодежи сегодня усиливается статистикой последних лет, свидетельствующей о сохраняющейся в России негативной тенденции роста числа молодежи, вовлеченной в криминальные кибер-сообщества. С деятельностью этих сообществ непосредственно связаны такие отрицательные явления, как кибер-террор (троллинг), кибермошенничество, порносайты, сайты об азартных играх со сценами насилия, незаконный сбор персональных данных и распространение их в открытом доступе, доведение до самоубийства.
В последнее время компьютерная аддикция все больше становится темой исследований социологов, педагогов, психологов. Однако работ, посвященных коррекции компьютерной зависимости у студенческой молодежи, очень мало.
"Среди задач проекта – изучение негативного влияния интернет-сайтов на психику молодежи, отклонений в поведении и личностном развитии, связанных с чрезмерной увлеченностью сетевым общением и обоснованием социально-педагогических условий профилактики виктимного поведения студенческой молодежи в Интернете", – уточнила профессор.
Предметное поле проекта ученые определили как анализ современных подходов и определение ведущих принципов педагогической профилактики и коррекции виктимного поведения студенческой молодежи в глобальной сети и разработка структурных компонентов концептуальной модели и психолого-педагогических условий профилактики и коррекции виктимного поведения студенческой молодежи в Интернете.
Исследование проводится группой преподавателей Казанского университета. Руководитель и исполнители проекта являются авторами многочисленных научных изданий, посвященных проблемам гуманизации образования и социального воспитания студентов.
В исследовании примут участие 500 человек – студенты КФУ в возрасте 18-21 года.
"На первом этапе проводится теоретическая работа: анализируется и изучается научно-теоретическая и методическая литература по теме исследования, раскрывается характеристика понятия «профилактика и коррекция виктимного поведения студенческой молодежи в глобальной сети Интернет». Теоретически обосновывается концепция безопасной образовательной среды".
Ученые планируют также разработать структурные компоненты модели профилактики и коррекции виктимного поведения студенческой молодежи в глобальной сети Интернет, а также провести комплексную диагностику студенческой молодежи по выявлению уровня виктимности и киберзависимости.
На втором этапе планируется разработать структурные компоненты концептуальной модели профилактики и коррекции виктимного поведения студенческой молодежи в глобальной сети Интернет.
И, наконец, на третьем этапе ученые представят обобщение полученных результатов.
"Основные идеи исследования уже прошли апробацию на международных, всероссийских и региональных семинарах, круглых столах, конференциях и симпозиумах. В результате, мы ожидаем, что разработанная концепция, подходы, принципы, условия профилактики и коррекции виктимного поведения позволят создать безопасную образовательную среду вуза, которая будет способствовать снижению уровня потенциальной виктимности и развитию навыков конструктивного и безопасного поведения студенческой молодежи в глобальной сети Интернет, – резюмировала Роза Алексеевна.